ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Т.И. Бонкало, О.Б. Полякова, Е.В. Истомина

FEATURES OF PERCEPTION OF PARENTAL ATTITUDES AS A FACTOR OF THE READINESS OF ADOLESCENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL CHOICE
T.I. Bonkalo, O.B. Polyakova, E.V. Istomina

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_35_3_02

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Исследование было направлено на выявление взаимосвязи восприятия подростками с ограниченными возможностями здоровья родительского отношения к ним и степени их готовности к самостоятельному профессиональному выбору. Для исследования были сформированы две исследовательские выборки, состоящие из одинакового количества подростков 15-18 лет (n=62), имеющих и не имеющих ограниченные возможности здоровья, но воспитывающихся в полных семьях, а также их отцов и матерей (n=248). Использовались методики И.М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок», И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков» и опросник В.Б. Успенского «Готовность к выбору профессии». Выявлены различия между группами подростков в показателях нерешительности в выборе профессии (p0,001) и оптимизма в ожидании будущего (p0,05), степени искажения восприятия родительского отношения (p0,001), а также различия в содержании корреляционных связей между особенностями восприятия родительского отношения и профессиональных установок: в контрольной группе восприятие авторитета родителей, их принятия, эмоциональной близости, согласия с ними и сотрудничества обусловливает решительность и независимость профессионального выбора, тогда как в основной группе такое восприятие становится источником зависимости подростков с ограниченными возможностями здоровья от мнения родителей, стремления во всем их слушаться, ни в чем не перечить и не огорчать. Родительский же контроль, строгость санкций, требовательность воспринимаются многими из них как родительское отвержение, что вызывает негативистское поведение и защитную реакцию в виде компенсаторной надежды на успешное будущее, стремления за счет нереальных целей доказать, в том числе и родителям, свою состоятельность и уникальность. Делается вывод о необходимости дальнейших исследований семейно-обусловленных факторов профессионального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья для разработки программ их профессионального консультирования и психологического сопровождения.

Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональные установки, готовность к выбору профессии, самооценка, самоотношение, детско-родительское взаимодействие, родительское отношение, родительская позиция.

Summary. The study is aimed at identifying the relationship between the characteristics of adolescents with disabilities’ perception of parental attitude towards them and the degree of their readiness for independent professional choice. For the study, two research samples were formed, consisting of the same number of adolescents 15-18 years old (n=62), with and without disabilities, but raised in two-parent families, as well as their fathers and mothers in the amount of 248 people. The study was carried out using the technique of I.M. Markovskaya «Parent-child interaction», methods by I.M. Kondakov «Professional Attitudes of Adolescents» and the questionnaire by V.B. Uspensky «Readiness to choose a profession». Differences were revealed between groups of adolescents in indicators of indecision in choosing a profession (p≤0,001) and optimism in anticipation of the future (p≤0,05), the degree of distortion in the perception of the parental attitude of adolescents and their parents (p≤0,001), as well as differences in the content of correlation connections between the characteristics of the perception of parental attitudes and professional attitudes: in the control group, the perception of the authority of parents, their acceptance, emotional closeness, agreement with them and cooperation determines the decisiveness and independence of professional choice, while in the main group such perception becomes a source of dependence of adolescents with disabilities from the opinion of the parents, the desire to obey them in everything, not to contradict or upset them in anything. Parental control, the severity of sanctions, and exactingness are perceived by many of them as parental rejection, which causes negativistic behavior and a defensive reaction in the form of compensatory hope for a successful future, the desire to prove, including to parents, their worth and uniqueness through unrealistic goals. The conclusion is made about the need for further research into family-related factors in the professional development of persons with disabilities in order to develop programs for their professional counseling and psychological support.

Keywords: adolescents with disabilities, professional self-determination, professional choice, professional attitudes, readiness to choose a profession, self-esteem, self-attitude, child-parent interaction, parental attitude, parental position.