ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко

EVOLUTION OF THE ACTIVITY APPROACH IN YAROSLAV PSYCHOLOGICAL SCHOOL
V.A. Mazilov, Iu.N. Slepko

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_35_3_09

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье реконструируется история разработки проблемы деятельности в ярославской психологической школе. Объектом исследования стали работы ярославских психологов – преподавателей кафедры психологии Ярославского педагогического института и факультета психологии Ярославского государственного университета, решавших в 60-80-е гг. XX в. проблемы психологии труда и инженерной психологии на материале анализа трудовой деятельности в рабочих профессиях. Используя коммуникативную методологию интеграции психологического знания, авторы утверждают, что тридцатилетняя разработка проблем психологии деятельности характеризуется эволюционным изменением моделирующего представления о предмете исследований – психологической структуре деятельности и возможностях ее теоретического, методологического, экспериментального изучения. В 60-е – первой половине 70-х гг. XX в. в исследованиях В.В. Карпова (1964), А.В. Филиппова (1965), В.Д. Шадрикова (1968), Г.А. Мурашева (1970), М.М. Князева (1973), В.Ф. Шевчука (1973) моделирование структуры деятельности осуществлялось в рамках ее уровневого понимания, разработанного в теории деятельности А.Н. Леонтьева. Процессуальное представление о деятельности определило выбор соответствующей ее пониманию идеи метода, базовой категории анализа и организующей схемы исследования. Значительные изменения произошли в середине 70-х гг. XX в. в условиях смены моделирующего представления о психологической структуре деятельности, сформировавшегося под влиянием идей Б.Ф. Ломова о системном подходе к исследованию психики человека. Применение В.Д. Шадриковым (1976) системного подхода к решению проблем психологии производственного обучения позволило представить деятельность как психологическую систему, являющуюся многоуровневым и полиструктурным образованием. Выделение уровней описания деятельности и ее подструктур расширило возможности анализа деятельности на предметном, психологическом и физиологическом уровнях. Вместе с этим был расширен комплекс базовых категорий анализа деятельности и соответствующих организующих схем исследования. Апробация предложенного подхода к пониманию деятельности была осуществлена в работах ярославских психологов – А.В. Карпова (1980), Р.В. Шрейдер (1981), Ю.П. Поваренкова (1984), В.Е. Орла (1984), Т.Л. Бадоева (1988), В.Л. Шкаликова (1989). Полученные в исследовании результаты позволяют не только реконструировать эволюцию разработки проблемы деятельности в ярославской психологической школе, но и по-новому взглянуть на развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

Ключевые слова: история психологии, ярославская психологическая школа, деятельностный подход, психология труда, инженерная психология, коммуникативная методология, В.Д. Шадриков.

Summary. The article reconstructs the history of the development of the problem of activity in the yaroslavl psychological school. The object of the study was the work of Yaroslavl psychologists - teachers of the department of psychology of the Yaroslavl pedagogical institute and the faculty of psychology of Yaroslavl state university, who decided in the 60-80s. XX century problems of labor psychology and engineering psychology based on the analysis of work activity in blue-collar professions. Using the communicative methodology of integrating psychological knowledge, the authors argue that the thirty-year development of problems in the psychology of activity is characterized by an evolutionary change in the modeling idea of the subject of research - the psychological structure of activity and the possibilities of its theoretical, methodological, and experimental study. In 60-first half 70 XX century in the research of V.V. Karpov (1964), A.V. Filippov (1965), V.D. Shadrikov (1968), G.A. Murashev (1970), M.M. Knyazev (1973), V.F. Shevchuk (1973), the modeling of the structure of activity was carried out within the framework of its level understanding, developed in the theory of activity by A.N. Leontyev. The procedural idea of activity determined the choice of the idea of a method, the basic category of analysis and the organizing scheme of the study that corresponds to its understanding. Significant changes occurred in the middle 70s. XX century in conditions of changing modeling ideas about the psychological structure of activity. Application of V.D. Shadrikov's (1976) systematic approach to solving problems in the psychology of industrial training made it possible to present activity as a psychological system, which is a multi-level and multi-structural formation. The identification of levels of description of activity and its substructures has expanded the possibilities of analyzing activity at the subject, psychological and physiological levels. At the same time, the complex of basic categories of activity analysis and corresponding organizing research schemes was expanded. The testing of a new approach to understanding activity was carried out in the works of yaroslavl psychologists - A.V. Karpov (1980), R.V. Shrei`der (1981), Y.P. Povarenkov (1984), V.E. Orel (1984), T.L. Badoev (1988), V.L. Shkalikov (1989). The results obtained in the study make it possible not only to reconstruct the evolution of the development of the problem of activity in the yaroslavl psychological school, but also to take a fresh look at the development of the activity approach in domestic psychology.

Keywords: history of psychology, activity approach, Yaroslavl psychological school, labor psychology, engineering psychology, V.D. Shadrikov.