РОЛЬ А.Л. ЖУРАВЛЕВА В РАЗВИТИИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ В САРАТОВСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ (К 75-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

С.В. Фролова

A.L. ZHURAVLEV’S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF HISTORY OF PSYCHOLOGY IN SARATOV PSYCHOLOGICAL SCHOOL: TO THE 75TH ANNIVERSARY OF THE SCIENTIST
S.V. Frolova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_32_4_09

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Ставится проблема осмысления значения историко-психологических исследований и роли личности ученого для развития психологического знания. Рассматривается вклад академика РАН, профессора Анатолия Лактионовича Журавлева в развитие истории психологии в саратовской научной школе посредством анализа ряда историко-психологических фактов и событий, связанных с его научной деятельностью. Описываются исторические предпосылки сотрудничества Института психологии РАН и психологического сообщества Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в рамках нового научного направления – истории психологии в регионах России – предложенного Журавлевым в январе 2019 г. Делаются выводы о многогранности организующей и координирующей роли Журавлева в процессе социального проектирования научного творчества профессионального коллектива, имеющей инициирующее, протективное, «катализирующее», фасилитирующее значение в развитии истории психологии в Саратовском регионе. Прослеживается действие особых социально-психологических эффектов в процессе осуществления крупных исследовательских проектов, преднамеренно и непреднамеренно запускаемых инициативой опытного и авторитетного ученого, ответственно принимающего на себя роль организатора, творца и хранителя науки. В качестве главного личностного качества руководителя процесса социального конструирования научного производства выделяется сущностная направленность на служение «живому» научному знанию, отношение к которому переживается как к некоему «обобщенному субъекту», сталкивающемуся с экзистенциальными трудностями на пути его постижения целыми поколениями исследователей. Описывается особый вид ретро-проспективного исследования, путь построения знания в котором лежит из настоящего в будущее через прошлое. Подчеркивается проактивность научной деятельности А.Л. Журавлева, для которой свойственны высокий уровень субъектности, рефлексии, прогностичности, социальной и экзистенциальной ответственности, направленности на предупреждение социальных рисков и проблем. 

Ключевые слова: история психологии, А.Л. Журавлев, Институт психологии РАН, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, саратовская психологическая школа, фактор личности ученого в развитии науки, проактивное знание, ретро-проспективное исследование, инициирующая, «катализирующая», фасилитирующая, протективная роль ученого-организатора.

Summary. The paper aims at analyzing the significance of historical psychological research and a researcher’s personality for development of psychological knowledge. The author focuses on the contribution to the development of history of psychology in Saratov psychological school, made by Professor Anatoly Laktionovich Zhuravlev, the academician of the Russian Academy of Science, and makes her inferences from the analysis and interpretation of a range of significant historical and psychological facts and events related to his research. The paper looks at historical background to the cooperation of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Science with Psychological Society of Saratov State University within a new research avenue – studying history of psychology in the regions of Russia – put forward by A.L. Zhuravlev in January 2019. The author highlights A.L. Zhuravlev’s multi-facet organizing and educational role in social design of the research done by the professional group that has initiating, protective, “catalyzing”, facilitating significance for developing history of psychology in Saratov region. The paper traces specific social and psychological effects in carrying out large research projects, intentionally and unintentionally launched by the experienced and respected researcher who takes the responsibilities of a supervisor, creator and curator of the research. The author suggests that an aspiration towards supporting ‘live’ scientific knowledge, that is treated as a ‘generalized subject’ facing existential challenges while being perceived by generations of researchers, can be seen as a key personal characteristic of a supervisor of the social design of research projects. The author describes a specific type of retro-prospective research in which the process of constructing knowledge starts in the present and goes into the future through the past. The author highlights proactivity of A.L. Zhuravlev’s research characterized by high subjectivity, reflection, prognosticality, social and existential responsibility, orientation to prevention of social risks and hazards.

Keywords: history of psychology, A.L. Zhuravlev, the Institute of Psychology of the Russian Academy of Science, Saratov State University, Saratov psychological school, significance of a researcher’s personality in science development, proactive knowledge, retro-prospective research, initiating, “catalyzing”, facilitating, protective role of a researcher.