СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

О.В. Кобзева, О.Н. Тузова

THE STRUCTURE OF IDEAS ABOUT SOCIAL SUCCESS IN ADOLESCENCE
O.V. Kobzeva, O.N. Tuzova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_31_3_06

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье рассматривается специфика представлений о социальной успешности в юношеском возрасте. Представлена ее роль в личностном развитии. Начиная формироваться в раннем возрасте и развиваясь на протяжении всей жизни человека, социальная успешность влияет на качество жизни и особенности самоэффективности человека. Возросший интерес к феномену социальной успешности обусловлен растущим вниманием к проблеме личностных изменений, увеличением «вызовов» среды к способностям человека, а также необходимостью быстрого реагирования на изменения социума. Авторы изучают представления о социальной успешности в структуре психического развития личности. Особое внимание уделено анализу социальной успешности как одного из основных показателей самореализации человека в современном обществе, категории психологии личности, расширяющей знания о феноменологии формирования и развития психических свойств. Цель исследования изучить компоненты социальной успешности в представлениях студентов с разным уровнем жизнестойкости. В исследовании приняло участие 258 респондентов (99 юношей и 159 девушек в возрасте от 18 до 21 года). В работе были применены психодиагностический метод, включающий три методики («Успешный человек», Г.Р. Хузеева, авторская анкета, «Тест жизнестойкости», адаптирован Д.А. Леонтьевым, Е.И.Рассказовой), методы математико-статистического анализа. В результате исследования было установлено, что представление об успешности в юношеском возрасте связано с получением образования, уверенностью в себе, целеустремленностью, трудолюбием. В группе юношей с высоким и средним уровнями жизнестойкости представления о социальной успешности определяются деятельностным аспектом (трудолюбие, собственная активность, ответственный) и гуманистической направленностью (доброжелательный, умеющий жертвовать). У респондентов с низким уровнем жизнестойкости в образе успешности преобладает материальная направленность (карьерист, предприимчивый, имеет связи с нужными людьми).

Ключевые слова: социальная успешность, социум, социализация, социокультурные изменения, неопределенность, изменчивость, жизнестойкость, юношеский возраст, личностные детерминанты, самореализация.

Summary. Discussed the specificity of adolescents’ perception of social success and presents its role in personal development. Being shaped from the early age period and throughout the whole life, social success affects the quality of life and peculiarities of a person’s self-efficacy. It is proved that the increased interest in studying social success is facilitated by the growing attention to the problem of personal changes, an increase in the environmental «challenges» faced by human abilities, as well as the need for a quick response to changes in society. The authors study ideas about social success in the structure of mental development of the personality. Particular attention was paid to social success as one of the basic indicators of individual self-realization in modern society, a category of personality psychology that expands the knowledge about the phenomenology forming and development mental properties of personality. The purpose of the empirical study is to study the components of social success in the representations of students with different levels of hardiness. The study involved 258 respondents (99 boys and 159 girls aged 18-21 years). The researchers used a psychodiagnostics method, including three techniques (the «Successful person» method by G.R. Khuzeeva, author's questionnaire, «Hardiness Survey» adapted by D.A. Leontiev, E.I. Rasskazova), methods of mathematical and statistical analysis. The results of the study showed that the assumptions on social success in youthful age is associated with getting education, self-confidence, determination, hard work. In young men with high and medium levels of hardiness, the idea of social success is associated with an activity aspect (industriousness, self-activity, responsible), humanistic orientation (friendly, the ability to sacrifice). In the group of respondents with a low level of resilience, the idea of social success correlates with the material orientation (careerist, enterprising, has connections with the right people).

Keywords: social success, socialization, sociocultural changes, uncertainty, variability, resilience, adolescence, personal determinants, self-realization.