ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Вараева

THE IMAGE OF A MODERN MAN IN THE REPRESENTATIONS OF RUSSIAN YOUTH
N.V. Varaeva

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_31_3_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье рассматривается содержание образа современного человека в представлениях российской молодежи и его особенности по сравнению с представлениями людей более старшего возраста в условиях социальной, культурной, психологической и духовной трансформации общества в наши дни. Содержание образа человека изучалось при помощи методики СОЧ(И) – Собирательный образ человека (иерархический) В.Л. Ситникова. В исследовании приняли участие 136 человек: 82 студента двух вузов Нижнего Новгорода (49 девушек и 33 юноши в возрасте от 18 до 22 лет), контрольную группу составили 54 человека в возрасте от 31 до 55 лет. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о наличие специфических черт образа человека в представлениях молодежи по сравнению с людьми более старшего возраста. Обобщенный образ современного человека, главным образом, включает описания черт характера и характеристики ролей и позиций личности в общении и отношениях. Также современного человека характеризует наличие образования и использование современных технологий и гаджетов. Образы современного мужчины и современной женщины характеризуются большей противоречивостью и проявлением гендерной специфики. Образ женщины в представлениях девушек выглядит более позитивным и оптимистичным, чем в представлениях юношей, хотя и те, и другие выделяют аналогичные качества: стремление к самостоятельности и заботу о собственном имидже и карьере. В целом образы мужчины и женщины дифференцированы и обладают специфичным набором непересекающихся характеристик. Практически все характеристики обозначенных образов написаны от третьего лица, в ответах отсутствуют указания на то, что современный человек – это Я. Однако типичные черты образов человека, мужчины и женщины находят отражение в образе Я, что подтверждает сходство содержания этих образов и ориентацию на них как некие идеальные конструкты, служащие эталонами.

Ключевые слова: образ человека, социально-перцептивный образ, образ мужчины, образ женщины, содержание обобщенного образа, образ Я.

Summary. The article discusses the content and peculiarities of the image of a person in the representation of Russian youth in modern conditions of social, cultural, psychological and spiritual transformation of society. The content of the human image was studied using the «Collective image of a person (hierarchical)» technique (V.L. Sitnikov). 82 students of two universities of Nizhny Novgorod took part in the study: 49 girls and 33 boys aged 18 to 22 years. The control group consisted of 54 people aged 31 to 55 years. Empirical research has confirmed the hypothesis about the presence of specific features of the image of a person in the representation of young people compared to older people. The generalized image of a modern person mainly includes descriptions of character traits and characteristics of the role and position in communication and relationships. Also, a modern person is characterized by the presence of education and the use of modern technologies and gadgets. The images of a modern man and a modern woman are characterized by greater inconsistency and manifestation of gender specificity. The image of a woman in the representation of girls looks more positive and optimistic than in the representation of boys, although both of them highlight similar qualities: striving for independence and taking care of your own image and career. In general, the images of men and women are different and have a specific set of disjoint characteristics. Almost all the characteristics of the designated images are written in the third person, there are no indications in the answers that a modern person is me. However, the typical features of man and woman images are reflected in the image of the Self, which confirms the similarity of the content of these images and orientation to them as some ideal constructs.

Keywords: the image of a person, a socio-perceptual image, the image of a man, the image of a woman, the content of a generalized image, self-image.