К.К. ПЛАТОНОВ НА ЧЕЛЯБИНСКОМ ТРАКТОРНОМ ЗАВОДЕ: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ
Н.Ю. Стоюхина
K.K. PLATONOV AT THE CHELYABINSK TRACTOR PLANT: UNKNOWN S
N.Yu. Stoyukhina
DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_30_2_06
Аннотация. Предпринята попытка по-новому взглянуть на известный факт работы К.К. Платонова в качестве психотехника. Ранее уже были публикации, где Платонов показан как психотехник, руководивший созданной им психофизиологической лабораторией на Горьковском автозаводе (1932-1934 гг.), и тот период – нижегородский – заканчивался тем, что Платонов уехал на Челябинский тракторный завод создавать психофизиологическую лабораторию для научно-исследовательской работы по организации и оздоровлению труда. В реконструкции этого факта, никак не описанного Платоновым в его книге «Мои личные встречи на великой дороге жизни (Воспоминания старого психолога)» (Платонов, 2005), нам помогли его статьи, опубликованные в малоизвестных сейчас периодических изданиях 1930-х гг., – «Транспорт Украины» и «Сталинец-60», а также обращение в архивную службу г. Челябинска. Впервые введены в научный оборот и проанализированы его неизвестные статьи, опубликованные во время работы в психотехнической лаборатории Южных железных дорог и научно-исследовательской лаборатории организации и оздоровления труда Челябинского тракторного завода. Важным итогом проведенного анализа материалов можно считать то, что в профессиональном пути видного советского психолога стало одним «белым пятном» меньше. Говоря о наследии Платонова, чаще вспоминают его успешную деятельность как авиационного психолога (1935-1958), но редко задумываются о том, что путь к авиационной психологии и психологии труда лежал через психотехническую деятельность, о которой он знал больше многих.
Summary. An attempt is made to take a fresh look at the already well-known fact of K.K. Platonov's work as a psychotechnic. Previously there were publications where K.K. Platonov was shown as a psychotechnician, who headed the psychophysiological laboratory which he created at the Gorky Car Plant (1932-1934), and that period – Nizhniy Novgorod one – ended with K.K. Platonov leaving for the Chelyabinsk Tractor Plant to create the psychophysiological laboratory for research work on organization and improvement of labor. In the reconstruction of this fact, not described in any way by Platonov in his book “My personal meetings on the great road of life (Memoirs of the old psychologist)” (2005), we were helped by his articles published in not very well known now periodicals of the 1930s – “Transport of Ukraine” and “Stalinets-60”, as well as address to the archive service of Chelyabinsk. For the first time, his unknown articles published while working in the psychotechnical laboratory of the Southern Railways and in the research laboratory of labor organization and improvement of the Chelyabinsk Tractor Plant were introduced into scientific circulation and analyzed. An important result of the analysis of the materials can be considered that there was one less “white spot” in the professional path of a prominent Soviet psychologist. When speaking of the legacy of K.K. Platonov, one often recalls his successful work as an aviation psychologist (1935-1958), but rarely one reflects on the fact that the path to aviation psychology and labor psychology lay through psychotechnical activity, about which he knew more than most.