ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНА ПОДРОСТКАМИ И ЕГО СВЯЗЬ С МАКИАВЕЛЛИЗМОМ, НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫМИ УМЕНИЯМИ
В.П. Шейнов, Н.Л. Бортулева, В.О. Ермак
PROBLEM USE OF SMARTPHONE BY ADOLESCENTS AND ITS RELATIONSHIP WITH MACHIAVELISM, PERSONAL ORIENTATION AND COMMUNICATION SKILLS
V.P. Sheinov, N.L. Bortuleva, V.O. Ermak
DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_30_2_02
Аннотация. Выявленные в исследованиях связи зависимости от смартфонов со множеством проявлений психологического неблагополучия (стрессом, тревожностью, депрессией, снижением самоконтроля и самооценки, неудовлетворенностью жизнью, ухудшением успеваемости школьников и студентов и др.) привели к необходимости ввести конструкт «проблемное использование смартфонов» и начать его разработку. Цель настоящего исследования – проверка гипотезы о том, что для русскоязычных подростков имеют место связи проблемного использования смартфона с макиавеллизмом, направленностью личности и коммуникативными умениями. Данные были собраны посредством онлайн-опроса у 1122 учащихся белорусских школ (показатели возраста М=15,4, SD=5,1, min=13, Max=17 лет), в их числе 601 девочка (М=15,3, SD=5,2) и 521 мальчик (М=15,5, SD=5,0). Гипотеза исследования подтвердилась: в статье показано, что проблемное использование смартфона подростками положительно связано с макиавеллизмом, умениями зависимой коммуникации и с зависимостью от социальных сетей. Кроме того, у девочек (в отличие от мальчиков) имеет место еще и отрицательная связь проблемного использования смартфона с умениями уверенной коммуникации и положительная – с умениями агрессивной коммуникации. В целом проблемному использованию смартфона больше подвержены девочки. Проблемное использование смартфона мальчиками и девочками по-разному соотносится с направленностью на задачу: отрицательно связано у девочек, но не связано у мальчиков. У мальчиков и девочек 13-17 лет проблемное использование смартфона не коррелирует с возрастом. Макиавеллизм подростков отрицательно связан с уверенностью в себе и направленностью на взаимодействие с другими, положительно связан с умениямизависимого и агрессивного поведения и никак не связан с направленностью личности на задачу. Полученные результаты целесообразно использовать в разъяснительной работе с целью предотвращения проблемного использования смартфона подростками.
Summary. The relationships between smartphone addiction and many manifestations of psychological distress (stress, anxiety, depression, decreased self-control and self-esteem, dissatisfaction with life, poor academic performance of schoolchildren and students, etc.) revealed in the studies have led to the need to introduce the “problematic use of smartphones” construct and study it. The purpose of this study is to test the hypothesis that for Russian-speaking adolescents there are links between problematic smartphone use and Machiavellianism, personality orientation, and communication skills. The data were collected through an online survey of 1122 students in Belarusian schools (age indicators M=15.4, SD=5.1, min=13, Max=17 years), including 601 girls (M=15.3, SD=5.2) and 521 boys (M=15.5, SD=5.0). The hypothesis of the study was confirmed: the article shows that the problematic use of a smartphone by teenagers is positively associated with Machiavellianism, addictive communication skills and addiction to social networks. Girls also (unlike boys) also have a negative relationship between problematic smartphone use and confident communication skills and a positive relationship with aggressive communication skills. In general, girls are more prone to problematic smartphone use. Problematic smartphone use by boys and girls correlates differently with task orientation: negatively associated in girls, but not associated in boys. In boys and girls aged 13-17, problematic smartphone use does not correlate with age. Adolescent Machiavellianism is negatively associated with self-confidence and focus on interacting with others, is positively associated with the skills of dependent and aggressive behavior, and is in no way associated with the personality's orientation to the task. It is advisable to use the results obtained in explanatory work in order to prevent the problematic use of a smartphone by teenagers.