ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ С.Л. ФРАНКА (К 145-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО). ЧАСТЬ I. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С.В. Фролова
S.L. FRANK’S PSYCHOLOGY OF SPIRITUALITY (ON THE OCCASION OF 145TH ANNIVERSARY). PART I. PREREQUISITES AND ORIGINAL THEORETICAL PRINCIPLES
S.V. Frolova
DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_28_4_05
Аннотация. Статья посвящена 145-летию со дня рождения выдающегося русского философа и психолога Семена Людвиговича Франка (1877-1950), заложившего теоретические и методологические основания для становления психологии духовности. На основе использования биографических данных и метода теоретического анализа работ ученого показано, что характер формирования предмета психологического знания, особенности жизненного пути Франка, мировоззренческий фундамент эволюции его научной мысли и ключевые идеи созданной им философской психологии содержат предпосылки формирования в его творческой деятельности особой области знания – психологии духовности. Отмечается, что идеи о сущности душевной и духовной жизни человека, сформулированные им, приобретают особую значимость в эпоху социальных кризисов, культурных травм, развития технологий «дополненной реальности» и цифровой идентичности. На основе результатов теоретического анализа творческого наследия Франка делается вывод, что центральным предметом психологии духовности становится высшая, сверхэмпирическая, сверхиндивидуальная и самотрансцендентная инстанция душевной жизни человека, осознаваемая как свободно осуществляющее свой жизненный выбор духовное «Я». Психология духовности изучает в первую очередь мир сверхсубъективных, трансцендентных переживаний, к которым Франк относил постижения нравственного порядка, надындивидуального содержания права, искусства, религии, душевных проявлений другого, жизни целой страны, всего человечества; победоносное самопреодоление в себе низших, стихийных сил и влечений; соединение в себе абсолютной необходимости и абсолютной свободы; открытие бессознательной, сверхиндивидуальной ценности своей жизни, осознание высшего долга, нахождение смысла жизни и следования своему призванию. Переживая тождественность своей личности самому глубокому, чистому, духовному «Я», человек осознает себя не разобщенным с остальным миром субъектом, а уникальным и неповторимым частным проявлением абсолютного всеединства жизни и духа, субъекта и объекта, индивида и общества.
Summary. The article is devoted to 145thanniversary of S.L. Frank’s birth. Semyon Lyudvigovich Frank (1877-1950), an outstanding Russian philosopher and psychologist, laid the theoretical and methodological foundations for development of psychology of spirituality. The biography facts and the method of theoretical analysis revealed that the way of developing the subject matter of psychological knowledge, experiences of Frank’s life, ideological foundations of the evolution of his philosophy and key ideas of philosophical psychology, that he created, provide the prerequisites for forming a specific field of knowledge within his creative pursuits – psychology of spirituality. The author highlights that the ideas of person’s mental and spiritual life formulated by Frank become particularly vital in times of social crises, cultural trauma, expansion of technologies of «augmented reality» and digital identity. The theoretical research into Frank’s creative heritage yields the conclusion that the core subject of psychology of spirituality is a supreme, superempirical, superindividual and self-transcendental mental instance of a person’s life, considered as a spiritual «Self» that freely exercises the life choice. Psychology of spirituality studies, in the first place, the world of supersubjective and transcendental feelings to which Frank attributed comprehension of moral order, supraindividual essence of law, art, religion, mental manifestations of another person, the whole country, humanity; triumphant self-overcoming of inferior, spontaneous forces and inclinations; unity of absolute need and absolute freedom in a person; revelation of unconscious, superindividual value of one’s life, understanding of the supreme duty, identification of the purpose in life and pursuit of one’s vocation. While experiencing the identity of one’s personality to the deepest, purest spiritual ‘Self’, a person is aware of oneself as a unique and distinctive manifestation of absolute unitotality of life and spirit, a subject and an object, an individual and society, rather than as a subject separated from the rest of the world.