ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ
И.А. Юров
FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC VALUABLE ORIENTATIONS AT STUDENTS VOLUNTEERS
I.A. Yurov
DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_25_1_10
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена требованиями, которые предъявляет общество к позитивным ценностным ориентациям современного молодого человека-студента высшей школы. Обосновывается важность исследования психологических факторов диагностики и формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студентов-волонтеров. Предлагается оригинальный социально-психологического подход к формированию позитивных ценностных ориентаций у студентов. В качестве его показателей предлагается рассматривать качественные и количественные характеристики становления таких ценностных ориентаций у студентов-волонтеров, а их социально-психологическими факторами – особенности ценностно-смысловой сферы личности. Основной гипотезой является предположение о том, что содержательные и структурные особенности позитивных ценностных и смысложизненных ориентаций личности являются существенными факторами, определяющими содержательные характеристики эффективности студенческого волонтерства. Научная значимость результатов исследования состоит в развитии представлений о методах и способах формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студентов-волонтеров. Практическая значимость результатов связана с возможностью их использования в практической работе по изучению и формированию позитивных ценностных ориентаций у студенчества, в частности для повышения эффективности их деятельности как гражданина и патриота своей Родины. Студенты экспериментальной группы были подготовлены к отбору в состав волонтеров на период подготовки, а в период проведения Международного масштабного события (XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних Игр 2014 г.) получили самые высокие оценки Национального и Международного Олимпийских комитетов, Президента и Правительства РФ.
Ключевые слова: гражданские и патриотические ценностные ориентации (ЦО), студенты-волонтеры, активные методы формирования ЦО, социализация, Международные масштабные события, социальная адаптация.
Summary. The relevance of the study is due to the requirements that society imposes on the positive value orientations of a modern young person-student of higher education. The importance of the study of psychological methods of diagnostics and the formation of civic and patriotic value orientations in student volunteers is substantiated. And such studies are clearly not enough. The author presents his research on the socio-psychological approach to the formation of positive value orientations in students. As its indicators, it is proposed to consider the qualitative and quantitative characteristics of the formation of civic and patriotic value orientations in student volunteers, and their socio-psychological factors - the features of the value-semantic sphere of the individual. The scientific significance of the research results lies in the development of ideas about the methods and ways of forming civic and patriotic value orientations among student volunteers. The practical significance of the results is associated with the possibility of their use in practical work on the study and formation of positive value orientations among students, in particular, to increase the effectiveness of their activities as a citizen and patriot of their homeland. The students of the experimental group were prepared for the selection of volunteers for the period of preparation, and during the International large-scale event (XXII Olympic and XI Paralympic Winter Games-2014) they received the highest marks from the National and International Olympic Committees, the President and the Government of the Russian Federation.
Keywords: Civil and Patriotic value orientations (CS), student volunteers, active methods of forming CS, socialization, international large-scale events, social adaptation.