ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА). ЧАСТЬ 2: ВЗГЛЯДЫ О ДОЛЖНОМ И НЕПРИЕМЛЕМОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ
Н.В. Борисова
LEGAL CONSCIOUSNESS OF A REPRESENTATIVE OF A MORAL ELITE (ON THE EXAMPLE OF THE PAISIOS OF MAUNT ATHOS) PART 2: VIEWS ON DUE AND UNACCEPTABLE IN RELATIONSHIP TO OTHERS, SOCIETY IN GENERAL
N.V. Borisova
DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_03
Аннотация. В статье представлены результаты психолого-биографического исследования правового сознания одного из самых уважаемых духовных учителей второй половины ХХ в. греческого старца Паисия Святогорца. Особое внимание уделено таким аспектам, как: жизненная философия, которой он руководствовался во взаимоотношениях с людьми; взгляды, представления о справедливости, добре и зле, должном и неприемлемом по отношению к окружающим, обществу в целом. О подлинно справедливом отношении к другому человеку можно говорить тогда, когда интересы, потребности и проблемы другого доминируют над личными. Причем на это деятельное участие в жизни ближнего не влияют какие-либо социально-психологические факторы, например, его социальный статус, субъективные симпатии и антипатии, схожесть характеров, интересов, степень родства или знакомства и др. Под ближним старец понимал любого встреченного на жизненном пути человека, не только страдающего душевно или физически, нуждающегося в сострадании и поддержке, но и заблуждающегося. По его представлениям, следует считать приоритетным благополучие другого, даже в том случае, когда им нанесена серьезная обида, применено физическое насилие или причинен материальный ущерб. Однако, от всего сердца прощая личных недоброжелателей и врагов, человек обязан защищать других. Добро в отношениях между людьми имеет место тогда, когда чувство сострадания к другому, желание помочь, разделить трудности сопровождаются поступками, имеющими характер жертвенности. Она же предполагает сознательный отказ от своего физического или душевного комфорта, пренебрежение своим материальным или социальным положением во благо другого человека.
Summary. The article presents the results of a psychological and biographical study of the legal consciousness of one of the most respected spiritual teachers of the second half of the 20th century - greek elder Paisios of Mount Athos. Particular attention is paid to such aspects as: philosophy of life, which guided him in interactions with other people; views, ideas about justice, good and evil, due and unacceptable in relation to others, society as a whole. One can speak of a truly fair attitude towards another person when the interests, needs and problems of the other dominate over personal ones. Moreover, this active participation in the life of a neighbor is not influenced by any socio-psychological factors, for example, his social status, subjective likes and dislikes, similarity of characters, interests, degree of relationship or acquaintance, etc. a person who is not only suffering mentally or physically, in need of compassion and support, but also deluded. According to him, the well-being of the other should always be prioritized, even when they are seriously hurt, physically abused or damaged. However, wholeheartedly forgiving personal ill-wishers and enemies, a person is obliged to protect others. Good in relationships between people takes place when a feeling of compassion for another, a desire to help, share difficulties are accompanied by actions that have the character of sacrifice. It also presupposes a conscious rejection of one's physical or mental comfort, neglect of one's material or social situation for the benefit of another person.