ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

О.И. Титова, Е.Л. Холодцева

HARDINESS AS FACTOR OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF GIFTED SCHOOL STUDENTS

O.I. Titova, E.L. Holodtseva

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Статья посвящена феномену жизнестойкости, его месту и роли в адаптационном потенциале личности одаренного ребенка. Целью исследования выступило изучение взаимосвязи показателей жизнестойкости и социально-психологической адаптированности одаренных школьников в условиях интерната. Проанализировано психологическое содержание социально-психологической адаптации с точки зрения жизнестойкости и жизнеспособности личности, психологические трудности одаренных детей, обучающихся в образовательных учреждениях интернатного типа. Жизнестойкость рассмотрена как личностный ресурс адаптации, психологическими компонентами которого являются вовлеченность в жизнь, контроль над жизнью и принятие/отвержение изменчивой и неоднородной среды жизнедеятельности. Представлены результаты эмпирического исследования жизнестойкости одаренных школьников (N=100), обучающихся в лицее-интернате для одаренных детей (г. Кемерово). Выявлено, что показатели жизнестойкости (вовлеченность в жизнь, контроль ситуации, принятие риска) по-разному изменяются в процессе социально-психологической адаптации лицеистов к условиям образовательной среды интерната. У лицеистов с низкой социально-психологической адаптированностью, при наличии специального психолого-педагогического сопровождения, наблюдается рост вовлеченности в жизнь, снижение контроля и принятия риска. У лицеистов с высокой социально-психологической адаптированностью, в обычных условиях образовательного процесса лицея-интерната, происходит рост всех трех показателей жизнестойкости – вовлеченности в жизнь, контроля и принятия риска. Полученные результаты показали, что жизнестойкость одаренных школьников может корректироваться средствами психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: жизнестойкость, жизнеспособность, одаренность, интеллектуальная одаренность, одаренные дети, одаренные школьники, лицей, адаптация к школе, социально-психологическая адаптация, социально-психологическая адаптированность, вовлеченность в жизнь, контроль, принятие риска.

Summary. The results of the research devoted to the studying of the hardiness and his role in the adaptation potential of the gifted child presented in this paper. The primary goal of the investigation was to search the links between the components of the hardiness and social and psychological adaptability of gifted school students in boarding school.  Analyzed the psychological content of social and psychological adaptation from hardiness and resilience of the personality, psychological difficulties of gifted school students which are learning in boarding school. The hardiness considered as a personal resource of adaptation which psychological components are the commitment, control over life and acceptance/rejection of the changeable and non-uniform habitat. The technique "Hardiness" (S. Maddi, in D. Leontyev's adaptation), technique "A scale of social and psychological adaptedness" (K. Rogers, R. Daymond, in T. Snegireva's adaptation) used. U-criteria and correlation method used. Results of empirical research of hardiness of gifted school students (N=100) which are learning in boarding school in Kemerovo, Russia presented. Indicators of hardiness (commitment, control, challenge) were changed differently during social and psychological adaptation of students to conditions of boarding school's educational environment. Students with low social and psychological adaptability (in the presence of is special psycho-psychological maintenance) had growth of commitment, reducing the control and challenge. Students with high social and psychological adaptability (in usual conditions of boarding school) had growth of all indicator of vitality - commitment, control, and challenge. These results showed that the hardiness of gifted school students could be corrected using psychology and pedagogical maintenance.

Keywords: hardiness, resilience, giftedness, intellectual giftedness, gifted children, gifted school students, lyceum, adaptation to school, social and psychological adaptation, social and psychological adaptability, commitment, control, challenge.