Влияние лидерства на формирование ориентировочной основы совместной деятельности

Е.И. Гамова

INFLUENCE OF THE LEADERSHIP ON FORMATION OF THE TYPES OF PREVENIENT PART OF JOINT ACTIVITY

E.I. Gamova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Статья посвящена изучению ориентировочной основы совместной деятельности малых молодежных групп и роли лидерства в формировании ее типов. Проанализированы историко-психологические, методологические и эмпирические проблемы социально-психологического исследования ориентировочных компонентов совместной деятельности, обеспечивающих ее результативность. Показано, что ориентировочная основа совместной деятельности группового субъекта – аналог этого же феномена индивидуального субъекта деятельности – приобретает качественное своеобразие в совместной деятельности группы. Сопоставлено изучение физиологической основы ориентировочной деятельности в учениях об ориентировочных и исследовательских рефлексах И.М. Сеченова и И.П. Павлова, представлена трактовка ориентировки как предмета психологии П.Я. Гальперина, проанализировано исследование лидерства представителями курской социально-психологической школы. Построена программа социально-психологического исследования ориентировочной основы совместной деятельности малых молодежных групп и роли лидерства в ее формировании. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что актуализация типов ориентировочной основы совместной деятельности и их влияния на результативность совместной деятельности обусловлена особенностями лидерства группового субъекта. Предметом исследования выступило лидерство в процессе реализации ориентировочной основы совместной деятельности малых молодежных групп. Ориентировочная основа совместной деятельности была охарактеризована и измерена следующими показателями: групповое взаимодействие, групповая согласованность действий; временной показатель ориентировки; содержание ориентировочной части совместной деятельности; вербальные реакции в ходе ориентировочной и исполнительной частей совместной деятельности, вклад членов группы в разработку ориентировочной основы совместной деятельности. По итогам эмпирического исследования выделены типы ориентировочной основы совместной деятельности группового субъекта, роль лидерства в реализации данных типов.

Ключевые слова: ориентировочная основа совместной деятельности, лидерство, типы ориентировочной основы совместной деятельности, результативность совместной деятельности.

Summary. The article is devoted to the studying of the prevenient part of small group joint activity and the influence of the leadership on its types' formation. The historical, as well as psychological, methodological and empirical problems of socio-psychological studies of prevenient parts of joint activity which provide its effectiveness, were analyzed. Shown that the prevenient part of the joint activity of the group Subject – an analog of the same phenomenon of the individual Subject of action – and gets its qualitative originality in the joint activity of the group. The studying of the physiological basis of the prevenient part of the joint activity in I.M. Sechenov's and I.P. Pavlov's theories of the prevenient reflexes and research reflexes compared. And the interpretation of the orientation as Galperin's object-matter of psychology and the study of leadership by representatives of the Kursk socio-psychological school presented. The program of the socio-psychological research of the prevenient part of the joint activity of the small youth groups and the role of the leadership in its formation constructed. The hypothesis of the study is the assumption that updating of the types of the prevenient part of the joint activity and their influence on its effectiveness of the joint activity caused by features of the leadership of the group Subject. The leadership in the process of the realization of the prevenient part of the joint activity of the small youth groups acted as the object-matter of the research. The prevenient part of the joint activity was characterized and measured by the following indicators: group interaction, the coherence of the group actions; the time indicator of the orientation; the content of the prevenient part of the joint activity; the verbal reactions during prevenient and executive parts of the joint activity, the contribution of the members of the group to the development of the prevenient part of the joint activity. The empirical types of the prevenient part of the joint activity of the group Subject as well as the role of the leadership in the realization of these types allocated.       

Keywords: prevenient part of joint activity, leadership, orientation types, joint activity, productivity of joint activity.