Учебно-профессиональные установки студентов различных поколений на разных этапах обучения в вузе
Г.В. Акопов, И.В. Архипова
EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ATTITUDES OF STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF LEARNING
G.V. Akopov, I.V. Arkhipova
Аннотация. Представлены результаты многолетнего исследования учебно-профессиональных установок студентов разных специальностей на различных этапах обучения в период реформы и модернизации высшего образования. Понятие учебно-профессиональной установки является одной из базовых категорий социальной психологии образования. Учебно-профессиональная установка, являясь разновидностью социальной установки, в своей структуре объединяет актуальное содержание образовательной (учебной) установки с проспективной картиной профессиональной установки. Для диагностики учебно-профессиональных установок студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе была использована стандартизированная и валидизированная методика (опросник) «Студенты о профессиональной подготовке» Г.В. Акопова. Методика позволяет оперативно выявлять индивидуальные и групповые оценки качества профессиональной подготовки в различных условиях, на разных этапах подготовки, на разных временных отрезках, по разным направлениям и профилям обучения в ВУЗе. Определены межпоколенные (1988-1993 гг., 2005 г., 2013 г., 2016 г.) различия учебно-профессиональных установок в эмоционально-оценочном, когнитивно-целевом и конативном компонентах. В целом констатирована поэтапная смена технократических целей гуманитарными, а в последнем десятилетии – комплексным оформлением тех и других в совокупности компетенций общепрофессионального и социально-личностного содержания. В частности, в когнитивной компоненте учебно-профессиональной установки выявлена инвариантная структура групповых представлений о целях подготовки в ВУЗе, трудностях будущей профессии и возможностях профессионального роста; в конативной компоненте выявлены два показателя, готовность к самостоятельному приложению дополнительных усилий и профессиональные намерения.
Ключевые слова: модернизация образования, профессиональная установка, учебно-профессиональная установка, эмоционально-оценочные и когнитивные составляющие, целевой компонент установки, профессиональные намерения.
Abstract. The results of the long-term research of the different specialties students' educational and professional attitudes in the various grade levels during reform and modernization of the higher education were presented. The concept of educational and professional attitude is one of basic categories of social psychology of education. Educational and professional attitude, being a kind of social attitude, in its own structure unites the actual content of educational attitude (the learning) with the forward-aimed image of the professional attitude. The standard and valid technique (questionnaire) «Students about vocational training» of G.V. Akopov was used. which allows to reveal the estimates of the quality of vocational training in various conditions, at different stages of preparation, on different time spans, in the different directions and profiles of training in University by the individual and by the group. The inter-generational (1988-1993, 2005, 2013, 2016) distinctions of educational and professional attitudes in emotional, cognitive and conatus components were defined. In general, the stage-by-stage change of the purposes from the technocratic to the humanitarian was note. And in last decade the both the technocratic and the humanitarian purposes have transformed themselves to the set of competences of professional and socio-personal contents. In the cognitive component of educational and professional attitudes the invariant structure of group representations about the purposes of the preparation's in University as well as the difficulties of future profession and opportunities of professional growth were revealed; in the conatus component two indicators such as the readiness for independent application of additional efforts and the professional intentions were revealed.
Keywords: modernization of education, educational and professional attitude, training and professional attitudes, emotional-evaluative and cognitive components, the conatus component attitudes, professional intentions.