ВАЛИДАЦИЯ В РУССКОЯЗЫЧНОМ СОЦИУМЕ БЕРГЕНСКОЙ ШКАЛЫ ШОПОГОЛИЗМА
В.А. Карпиевич
VALIDATION OF THE BERGEN SHOPPING AVERSION SCALE IN RUSSIAN-SPEAKING SOCIETY
V.A. Karpievich
DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_40_4_08
Аннотация. В настоящее время существует немного методик, способных изучить зависимость человека от покупок, хотя шопоголизм становится все более распространенной проблемой в современном обществе. Цельюданной статьи была адаптация Бергенской шкалы шопоголизма на русскоязычной выборке. Валидизируемая шкала была разработана в 2015 г. исследователями норвежского университета г. Бергена совместно с коллегами из Великобритании и США. Также в исследовании были использованы Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения (адаптация О.С. Посыпановой), Опросник «Импульсивность I7» Айзенка (адаптация Т.В. Корниловой, А.А. Долныковой), русскоязычная версия Госпитальной шкалы депрессии и тревоги (адаптация М.А. Морозова и др.) и шкала одиночества UCLA Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюсона (адаптация И.Н. Ишмухаметова). В исследовании приняли участие 1810 респондентов в возрасте от 17 до 70 лет (М=23,5 года, SD=9,8), среди них 686 мужчин и 1124 женщин. Бергенская шкала шопоголизма имеет высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха=0,755), хорошую конструктную валидность (корреляция с тестом «Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения» τ=0,443 при р≤0,001, N=1810); корреляция утверждений шкалы друг с другом, высокую ретестовую надежность (в интервале через месяц r=0,750 при р≤0,001). Корреляция Бергенской шкалы шопоголизма выявила положительную значимую связь с импульсивностью, тревожностью, депрессией и одиночеством, а также полом испытуемых, что соответствуем различным зарубежным исследованиям. Валидизированная шкала поможет специалистам разных сфер общественной жизни проводить скрининговые исследования, которые помогут лучше понимать причины поведения покупателей, выявлять их зависимость от покупок, помогать в разработке различных программ по формированию экономического самосознания граждан.
Summary. Currently, there are few methods capable of studying shopping addiction. Shopaholism is becoming an increasingly common problem in modern society. The aim of this article is to test the validity and reliability of the Bergen Shopping Addiction Scale for Russian-speaking society. The validated scale was developed in 2015 by researchers from the Norwegian University of Bergen together with colleagues from the UK and the USA. The study also used the Richmond Compulsive Shopping Scale (adapted by O.S. Posypanova), the Eysenck I7 Impulsivity Questionnaire (adapted by T.V. Kornilova, A.A. Dolnykova), the Russian-language version of the Hospital Depression and Anxiety Scale (adapted by M.A. Morozov et al.) and the UCLA Loneliness Scale by D. Russell, L. Peploe and M. Ferguson (adapted by I.N. Ishmukhametov). The study involved 1810 respondents aged 17 to 70 years (M=23.5 years, SD=9.8), including 686 men and 1124 women. The Bergen Shopping Addiction Scale has high internal consistency (Cronbach's α=0.755), good construct validity (correlation with the Richmond Compulsive Shopping Scale τ=0.443 at p≤0.001, N=1810; correlation of scale statements with each other), high test-retest reliability (in the interval after one month r=0.750 at p≤0.001). The correlation of the Bergen Shopping Addiction Scale revealed a positive significant relationship with impulsivity, anxiety, depression and loneliness, as well as the gender of the subjects, which is consistent with various foreign studies. The validated scale will help specialists from various areas of public life to conduct screening studies that will help to better understand the reasons for consumer behavior, identify their dependence on purchases, and help in developing various programs to form citizens’ economic self-awareness.
Keywords: consumer behavior, shopping, shopaholism, Bergen Shopping Addiction Scale, impulsiveness, anxiety, loneliness adaptation, Russian-speaking society, validity, express diagnostics.