ПРОБЛЕМА ГИПЕРБОЛИЗИРОВАННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е.В. Эгамбердиева

THE PROBLEM OF HYPERBOLIZED ETHNIC IDENTITY AMONG MODERN STUDENTS
E.V. Egamberdieva

DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_39_3_08

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлены результаты исследования проблемы гиперболизированной этнической идентичности у современной студенческой молодежи. Под гиперболизированной этнической идентичностью понимается такая ее форма, при которой идентификация индивида со своей этнокультурной группой осознается как высшая ценность. Цель эмпирического исследования состояла в выявлении различий в этнопсихологических особенностях студентов с гражданством Российской Федерации и студентов с гражданством Узбекистана. Задачами исследования были: выявление и анализ типов этнической идентичности молодежи; выявление и анализ типов толерантности молодежи; выявление и анализ уровня социальной дистанции по отношению к другим этносам. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что существуют межгрупповые различия в характеристиках этнической идентичности студентов с российским гражданством и студентов с гражданством Узбекистана. Выборку составили 140 студентов – 63 чел. из них являлись российскими гражданами, 77 чел. – гражданами Узбекистана. В работе были использованы методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой; методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой; методика «Шкала социальной дистанции» Богардуса (в адаптации Л.Г. Почебут). С помощью сравнительного анализа по t-критерию Стьюдента были обнаружены межгрупповые различия по уровням сформированности типов этнической идентичности «этноэгоизм», «этноизоляционизм» и «этнофанатизм» (их показатели выше у студентов с российским гражданством); этнической толерантности» (их показатели значимо выше у студентов с гражданством Узбекистана). Схожие результаты обнаружены по среднему уровню социальной толерантности в обеих группах, студентам с гражданством РФ более близки белорусы и украинцы. Студенты с гражданством Узбекистана, более короткую социальную дистанцию определили с русскими, а также с украинцами и белорусами. Все показатели социальной дистанции двух групп находятся в пределах от 2,00 до 3,67, что соответствует уровню открытости/толерантности. Также были отмечены социально-психологические предпосылки гиперболизированной этнической идентичности – слабо развитая позитивная этническая идентичность.

Ключевые слова: идентичность, этническая гиперидентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм; социальная дистанция, толерантность, студенты с российским гражданством, студенты с гражданством Узбекистана.

Summary. The results of a study of the problem of hyperbolized ethnic identity among modern students are presented. Hyperbolized ethnic identity is understood as a form of identity, according to which the identification of an individual with his ethnic and cultural group is recognized as the highest value. The aim of the empirical study was to identify differences in the ethnopsychological characteristics of students with citizenship of the Russian Federation and students with citizenship of Uzbekistan. The objectives of empirical research are to identify and analyze the types of ethnic identity of youth; to identify and analyze the types of tolerance of youth; to identify and analyze the level of social distance in relation to other ethnic groups. The hypothesis of the study was the assumption that there are intergroup differences in the ethnic characteristics of students with Russian citizenship and students with Uzbek citizenship. The sample consisted of 140 students. 63 of them were Russian citizens; 77 were Uzbek citizens. The work used the methodology "Types of ethnic identity" by G.U. Soldatova, S.V. Ryzhova; the methodology "Index of tolerance" by G.U. Soldatova; the methodology "Scale of social distance" by Bogardus (adapted by L.G. Pochebut). A comparative analysis using the student’s t-criterion revealed intergroup differences in the levels of formation of the types of ethnic identity "ethno-egoism", "ethno-isolationism" and "ethnophanatism" (their indicators are higher among students with Russian citizenship); ethnic tolerance" (their indicators are significantly higher among students with Uzbek citizenship). Similar results were found in terms of the average level of social tolerance in both groups; Belarusians and Ukrainians are closer to students with Russian citizenship. Students with Uzbek citizenship have identified a shorter social distance with Russians, as well as with Ukrainians and Belarusians. All indicators of social distance between the two groups range from 2.00 to 3.67, which corresponds to the level of openness/tolerance. The socio-psychological prerequisites of hyperbolized ethnic identity were also noted – a poorly developed positive ethnic identity.

Keywords: identity, ethnic hyperidenticity, ethno-egoism, ethno-isolationism, ethno-fanaticism; social distance, tolerance, students with Russian citizenship, students with Uzbek citizenship.