ДИСТИНКТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРИНЦИП В ДИАГНОСТИКЕ БУЛЛИНГ-ПРОЦЕССОВ (ТРАВЛИ) В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ)
О.А. Белобрыкина
DISTINCTIVE-COMPETENCE PRINCIPLE IN THE DIAGNOSTICS OF BULLYING PROCESSES IN SOCIAL INTERACTION (ON THE EXAMPLE OF THE SPHERE OF EDUCATION)
O.A. Belobrykina
DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_39_3_07

Аннотация. Обсуждается проблема распространенности в последние десятилетия разных форм насилия. Рассматриваются вопросы проявления насильственных форм коммуникации в учреждениях образования. Дается краткая сравнительная характеристика понятий «буллинг», «моббинг», обозначен их генезис, показано сходство и различие по содержательным признакам. Показаны вероятностные социальные причины, запускающие механизм буллинга, варианты мотивации создания ситуации травли и характеристики потенциальных жертв, подвергаемых насилию. Особое внимание уделяется анализу границ диагностической компетентности специалистов учреждения при оценке ситуации травли и психологической безопасности образовательной среды. Обоснован дистинктивный подход в применении психодиагностических процедур при выявлении предпосылок возникновения ситуаций травли, буллинга, выступающий в качестве показателя диагностической компетентности профильных специалистов образовательного учреждения. Отмечается значимость соблюдения этических требований разными категориями пользователей психодиагностических методов – профессиональными психологами и специалистами смежных с психологией областей, которые позволили бы им не выходить за пределы своей профессиональной компетенции. Показана роль специалиста по педагогике и психологии девиантного поведения, обладающего достаточной степенью компетентности в области практической диагностики, включая выявление вероятностной и актуальной ситуаций травли как одной из разновидности коммуникативной девиации. В качестве иллюстрации дистинктивно-компетентностного принципа представлена абрисная характеристика ряда психодиагностических методик, наиболее востребованных в диагностической практике при выявлении предпосылок нарушения психологической безопасности образовательного пространства и оценки вероятностного риска возникновения буллинга, определения наличия ситуаций травли. Описание диагностических процедур сопровождается указанием категории пользователей, которые могут проводить методику и обрабатывать полученные данные, осуществлять итоговую оценку результатов, их интерпретацию и формулирование рекомендаций.
Ключевые слова: травля, буллинг, моббинг, оценка рисков, психодиагностика, границы компетентности, дистинктивный принцип, профессиональная рефлексия.
Summary. The problem of prevalence of different forms of violence in modern reality was discussed. The issues of manifestation of violent forms of communication in educational institutions are considered. A brief comparative characteristic of the concepts of «bullying», «mobbing» is given, their genesis is designated, similarities and differences in content features are shown. Probable social reasons that trigger the mechanism of bullying, options for motivating the creation of a bullying situation and characteristics of potential victims subjected to violence are outlined. Particular attention is paid to the analysis of the boundaries of the diagnostic competence of the institution's specialists when assessing the bullying situation and the psychological safety of the educational environment. The paper substantiates a differential approach to the application of psychodiagnostic procedures in identifying the prerequisites for the emergence of bullying situations, which serves as an indicator of the diagnostic competence of specialized specialists of an educational institution. The importance of compliance with ethical requirements by different categories of users of psychodiagnostic methods – professional psychologists and specialists in fields related to psychology – is noted, which allows them not to go beyond the limits of their professional competence. The role of a specialist in pedagogy and psychology of deviant behavior, who has a sufficient degree of competence in the field of practical diagnostics, including the identification of probable and actual situations of bullying as one of the types of communicative deviation, is shown. As an illustration of the differential-competence principle, an outline description of a number of psychodiagnostic methods is presented, which are most in demand in diagnostic practice when identifying the prerequisites for violating the psychological safety of the educational space and assessing the probabilistic risk of bullying, determining the presence of bullying situations. The description of diagnostic procedures is accompanied by an indication of the category of users who can carry out the methodology and process the obtained data, carry out a final assessment of the results, interpret them and formulate recommendations.
Keywords: bullying, mobbing, risk assessment, psychodiagnostics, competence boundaries, distinctive principle, professional reflection.