ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ ГРУПП ДЕВИАЦИОННОГО РИСКА

М.И. Кошенова, Д.О. Радионова

FEATURES OF THE HARDINESS OF ADOLESCENTS OF DEVIATION RISK GROUPS
M.I. Koshenova, D.O. Radionova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_39_3_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлен анализ подходов к пониманию феномена жизнестойкости, особое внимание уделено такой связанной с ней характеристике, как субъектность. Проведен обзор отечественных эмпирических исследований особенностей жизнестойкости подростков с разными формами девиантного поведения. Взгляд через призму субъектности и личностного выбора позволил определить как важных для понимания качества жизнестойкости или «мужества жить» (такое определение встречается в философских работах по жизнестойкости, например, «мужество быть» П. Тиллиха).) следующих характеристик: 1) системы убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром; 2) способностей преобразовывать дистресс в ресурс для роста; 3) компонентов временной перспективы и образа будущего. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей жизнестойкости подростков из групп девиационного риска, участниками которого стали 67 подростков в возрасте с 12 до 14 лет. Использовались «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); аддитивный проективный метод мини-эссе по вопросам «Путешествие в будущее» Д.О. Радионовой и М.И. Кошеновой; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой). Выявлено, что подростки группы девиационного риска отличаются более низкими общими показателями жизнестойкости. Дефицитарное развитие компонентов «Вовлеченность» и «Принятие риска» свидетельствуют, что подростки группы риска выбирают избегание и изоляцию в трудных ситуациях, гораздо реже испытывают удовлетворение от деятельности, им в меньшей степени доступно осознание своей значимости в событиях жизни, они также чаще боятся выбрать будущее, новое и незнакомое. Трудности для них – не источник знаний и опыта преодоления, они не воспринимают опыт неудачи как ресурс для психологического роста – это либо блокировка активности, либо запуск процесса виктимизации. Показано, что подростки группы девиационного риска демонстрируют объектную позицию относительно своей собственной жизни.

Ключевые слова: жизнестойкость, субъектность, адаптация, преобразование, подростки, группы риска, девиантное поведение, временная ориентация, образ будущего, эмпирическое исследование.

Summary. The article presents an analysis of approaches to understanding the phenomenon of hardiness, with a special focus on subjectivity. A review of domestic empirical studies of the characteristics of hardiness in adolescents with different forms of deviant behavior, as well as a perspective through the lens of subjectivity and personal choice, has led to the identification of beliefs and abilities to transform distress into a resource for growth, as well as components of time perspective and future image, as important for understanding «courage to live». The article presents the results of an empirical study of the hardiness of adolescents at risk of deviant behavior, which involved 67 adolescents aged 12 to 14. The study used the «Hardiness Test» by S. Maddi, adapted by D.A. Leontiev and E.I. Rasskazova; an additive projective method, a mini-essay titled «Journey to the Future»; and the «Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI)» adapted by A. Syrtsova. It has been revealed that adolescents at risk of deviance have lower overall indicators of hardiness. The deficient development of the components «Involvement» and «Risk Acceptance» indicates that adolescents at risk tend to avoid and isolate themselves in difficult situations, are less likely to experience satisfaction with activities, have less awareness of their significance in life events, and are more likely to fear choosing a future, new and unfamiliar. Difficulties are not a source of knowledge and experience of overcoming for them, and they do not perceive failure as a resource for psychological growth. Instead, it either blocks their activity or triggers the process of victimization. It has been shown that adolescents at risk of deviance exhibit an objectified perspective on their own lives.

Keywords: hardiness, subjectivity, adaptation, transformation, adolescents, risk groups, deviant behavior, time orientation, image of the future, empirical research.