ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ И ЕГО МОТИВАХ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ РОССИИ

С.Л. Кандыбович, Т.В. Разина, И.В. Семчук

REFLECTION OF IDEAS ABOUT LABOR AND ITS MOTIVES IN CONTEMPORARY RUSSIAN PAINTING

S.L. Kandybovich, T.V. Razina, I.V. Semchuk

DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_39_3_03

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Приведен анализ особенностей презентации трудовой и профессиональной деятельности в современной живописи России (2018-2024 гг.), а также потенциала ее мотивационного воздействия на зрителя (субъекта труда). Цель работы была определить, как воспринимается трудовая деятельность и субъект труда в современной России, какие мотивы и ценности транслируются посредством живописных произведений. Данные презентации опосредованно отражают и неосознаваемое отношение к труду у широких масс населения. На фоне возрастающих явлений трудоголизма, прокрастинации и других нарушений трудового поведения, анализ и выявление данных закономерностей имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В статье проанализировано 1984 произведения современных художников, написанные в период с 2018 по 2024 гг. Установлено, что современная живопись обладает рядом особенностей, позволяющих вскрыть возможные причины психологических проблем, возникающих у субъекта трудовой деятельности. К их числу относится отражение и формирование узкого спектра мотивов-смыслов и мотивов-стимулов. Также можно отметить представленность мотивов труда в незначительном количестве картин в общей массе живописи, посвященной трудовой деятельности, редкое обращение к теме новых профессий, а также процессов цифровизации, нечастая демонстрация социальной ценности труда, его общественно-значимого результата и субъекта труда в современном обществе. Среди основных мотивов, транслируемых в современной живописи России, чаще всего встречаются мотивы-смыслы: базирующиеся на эстетических, праксических, преобразовательных ценностях и ценностях самореализации; героизм и созидательный труд (создание общественно важного продукта). Современная живопись в значительно меньшей степени, чем советская, может служить индикатором отношений к труду, средством изучения и формирования мотивов труда.

Ключевые слова: мотивы, ценности, профессиональная деятельность, живопись, труд, искусство, воздействие, влияния, мотивы-смыслы, мотивы-стимулы.

Summary. The article presents an analysis of the features of the presentation of labor and professional activity in contemporary painting in Russia (2010-2024), as well as the potential for its motivational impact on the viewer (subject of labor). The purpose of the work is to determine how labor activity and the subject of labor are perceived in modern Russia, what motives and values are conveyed through paintings. These presentations indirectly reflect the unconscious attitude to work among the general population. Against the background of the increasing phenomena of workaholism, procrastination and other violations of work behavior, the analysis and identification of these patterns is of not only theoretical but also practical significance. The article analyzes 1984 works by contemporary artists, painted in the period from 2010 to 2024. It has been established that modern painting has a number of features that make it possible to reveal possible causes of psychological problems arising in the subject of labor activity. These include: reflection and formation of a narrow range of motives-meanings; a narrow range of motives-stimuli; the representation of labor motives in a small number of paintings in the total mass of painting related to labor activity, rare reference to the theme of new professions, as well as digitalization processes, rare demonstration of the social value of labor, its socially significant result and the subject of labor in modern society. Among the main motives broadcast in modern Russian painting, motives-meanings are most often encountered: motives based on aesthetic, practical, transformative values and values of self-realization; motives-incentives: heroism and creative labor (creation of a socially important product). Modern painting, to a much lesser extent than Soviet painting, can serve as an indicator of attitudes to labor as a means of studying and forming labor motives.

Keywords: motives, values, professional activity, painting, labor, art, impact, influences, motives-meanings, motives-incentives.