ДЕТСКАЯ ИГРУШКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИГРУШКАХ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НОРМОТИПИЧЕСКИМ И ОСОБЕННЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

К.Л. Лидин, О.А. Белобрыкина

CHILD'S TOY AS A SOURCE OF HUMAN CAPITAL FORMATION: AN EXAMPLE OF ANALYZING PARENTS' PERCEPTIONS OF TOYS IN CHILDREN WITH NORMAL AND SPECIAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT
K.L. Lidin, O.A. Belobrykina

DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_39_3_02

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В настоящее время в плане развития человеческого капитала особое значение приобретает принцип инклюзивности – включения в социально-экономическую деятельность как можно более широкого круга потенциальных работников. Иными словами, экономическая ситуация требует расширения рамок понятия нормы в отношении людей с особенностями психофизиологического развития. Представления о нормальном развитии сегодня претерпевают значительные изменения. Отдельное внимание уделяется детям с особенностями психофизического развития и роли родителей в создании адекватной социальной и предметно-пространственной среды как источников развития ребенка. Значительная роль в психическом развитии и формировании всех сфер личности ребенка издавна отводится игрушкам. Однако основная масса игрушек, предлагаемых современным рынком, позиционирует такие образы, которые признать «здоровыми» при любом понимании нормы затруднительно. Особую тревогу потенциальная токсичность эмоционально-образного наполнения массового ассортимента игрушек вызывает в ситуации с детьми, имеющими выраженные особенности психофизиологического развития (ОПФР). Это актуализирует значимость определения представлений родителей детей с особенностями психофизиологического развития о детской игрушке. Цель исследования – выявить, насколько родители детей с ОПФР осознают современную ситуацию в отношении игрушек. К исследованию были привлечены родители из семей, проживающих в г. Новосибирске (Российская Федерация) и г. Бресте (Республика Беларусь), воспитывающих нормотипичных детей и детей с особенностями психофизиологического развития. Основным методом сбора эмпирических данных являлось анкетирование. Выявлено, чтоновосибирские родители отдают предпочтение эмоциональному воздействию игрушек, тогда как родители из Бреста больше ценят образовательную функцию игрушек, выработку у детей полезных навыков. Значительная доля родителей из Новосибирска полагает, что игрушки оказывают им большую помощь и поддержку в воспитании ребенка. Родители детей с ОПФР из Бреста, напротив, выражают гораздо больше недовольства помощью от игрушек. При этом родители во всех четырех группах единодушны во мнении, что выбор игрушек на массовом рынке внушает им чувство уверенности и надежности, что свидетельствует о безоговорочном доверии к рыночным предложениям. Результаты исследования представлений родителей о детских игрушках указывают на отсутствие различий в оценке массовой игрушки со стороны родителей нормотипичных детей и детей с ОПФР, тогда как наличие у ребенка диагностированного ОПФР требует более осторожного и внимательного отношения к выбору игрушек.

Ключевые слова: макроэкономическое развитие, человеческий капитал, особенности психофизиологического развития, нормотипическое развитие, представления родителей об игрушках, детские игрушки, массовая игрушка, эмоционально-образное содержание игрушек.

Summary. Currently, the principle of inclusivity is of particular importance in terms of human capital development, which involves including as many potential workers as possible in socio-economic activities. In other words, the current economic situation requires expanding the concept of normality to include individuals with specific psychophysiological characteristics. The perception of normal development is undergoing significant changes. Special attention is being given to children with specific psychophysiological characteristics and the role of parents in creating an appropriate social and physical environment as sources of child development. Toys have long been recognized as playing a crucial role in the mental development and formation of all aspects of a child's personality. However, the majority of toys offered by the modern market present images that are difficult to consider "healthy" in any sense of the word. The potential toxicity of the emotional and imaginative content of the mass range of toys is particularly alarming in the case of children with severe psychophysiological developmental disorders (PDDs). This highlights the importance of understanding the perceptions of parents of children with PDDs regarding children's toys. The purpose of this study is to investigate the awareness of parents of children with PDDs regarding the current situation regarding toys. The study involved parents from families residing in Novosibirsk (Russian Federation) and Brest (Republic of Belarus) who have typical children and children with PDDs. The main method of collecting empirical data was questionnaires. It was revealed that Novosibirsk parents prefer the emotional impact of toys, while parents from Brest value the educational function of toys and the development of useful skills in children. A significant proportion of parents from Novosibirsk believe that toys provide them with great assistance and support in raising their children. In contrast, parents of children with OPFR from Brest express a higher level of dissatisfaction with the assistance provided by toys.

Keywords: macroeconomic development, human capital, features of psychophysiological development, normotypic development, parents' ideas about toys, children's toys, mass toys, emotional and figurative content of toys.