ОБРАЗ ГОРОДА И ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ ГОРОДОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
О.Р. Тучина
CITY IMAGE AND CITY IDENTITY (BASED ON THE RESEARCH OF YOUTH IN THE CITIES OF KRASNODAR REGION)
O.R. Tuchina
DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_38_2_09

Аннотация. Актуальность исследования восприятия города связаны с решением задачи укрепления городской идентичности и локального патриотизма, а также выявления уникальных культурных смыслов города в рамках процессов позиционирования его образа во внешней среде. Цель исследования – выявление структуры социальных представлений о городе и особенностей идентичности с городом на примере респондентов столицы региона (Краснодара), курортного города (Сочи) и промышленного города (Новороссийск) Краснодарского края. В исследовании приняли участие молодые респонденты Краснодара (192 человека), Сочи (162 человека), Новороссийска (139 человек), проживающие в городе не менее 3 лет. Методы исследования социальных представлений о городе проживания: ассоциативный эксперимент, прототипический анализ П. Вержеса. Инструментарий исследования идентичности с городом включал шкалу О. Дроселтис и В. Вигнолес в авторском переводе и адаптации, для исследования особенностей нарративов идентичности с городом была использована методика Б.В. Кайгородова в авторской модификации. Результаты исследований социальных представлений о городе проживания показали, что в их ядро входят категории, характеризующие привлекательность городской среды (эстетическую, бытовую, климатическую), а категории, отражающие проблемные сферы (специфические для города стресс-факторы городской среды) вошли в периферическую сферу. Количественное и качественное исследование идентичности с городом проживания молодежи Кубани выявило, что молодые респонденты выше оценивают возможности большого города как сферы самореализации и удовлетворения потребностей, однако восприятие города как «своего», позволяющие человеку почувствовать свою подлинность, соответствие месту проживания, значимо не различается в исследуемых группах.
Ключевые слова: образ города; городская среда; социальные представления; идентичность с городом проживания; личностно-смысловые аспекты идентичности с городом.
Summary. The relevance of the study of city perception is associated with the solution of the problem of strengthening urban identity and local patriotism, as well as identifying the unique cultural meanings of the city within the framework of the processes of positioning its image in the external environment. The objective of the study is to identify the structure of social representations of the city and the features of identity with the city using the example of respondents from the regional capital (Krasnodar), a resort city (Sochi) and an industrial city (Novorossiysk) of the Krasnodar Territory. The study involved young respondents from Krasnodar (192 people), Sochi (162 people), Novorossiysk (139 people) who have lived in the city for at least 3 years. Methods for studying social representations of the city of residence: an associative experiment, P. Verges's prototypical analysis. The tools for studying identity with the city included the Droseltis & Vignoles scale in the author's translation and adaptation; to study the features of narratives of identity with the city, B.V. Kaigorodov's technique was used in the author's modification. The results of the study of social representations of the city of residence showed that their core includes categories characterizing the attractiveness of the urban environment (aesthetic, every day, climatic), and categories reflecting problem areas (city-specific stress factors of the urban environment) were included in the peripheral sphere. A quantitative and qualitative study of identity with the city of residence of young people in Kuban revealed that young respondents rate the possibilities of a large city as a sphere of self-realization and satisfaction of needs higher, however, the perception of the city as «theirs», allowing a person to feel their authenticity, compliance with the place of residence, does not differ significantly in the studied groups.
Keywords: image of the city; urban environment; social representations; identity with the city of residence; personal and semantic aspects of identity with the city.