СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С СОБСТВЕННОСТЬЮ
Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец
SUBJECTIVE ASSESSMENTS OF PERSONAL SAFETY IN RELATION TO PROPERTY TRANSACTIONS
T.M. Krasnianskaya, V.G. Tylets
DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_36_4_02
Аннотация. Актуальность исследования определялась запросом практики в разработке психологических мер поддержки человека при его управлении своей собственностью. Целью работы было выявление субъективных оценок студентами личной безопасности при операциях собственности над значимыми для них объектами. Проверены гипотезы о неуверенной оценке студентами личной безопасности при операциях с собственностью, а также о возможном ее повышении при наличии соответствующего объекта в реальной собственности. Выборку на добровольной основе составили 204 студента ряда столичных и провинциальных вузов женского и мужского пола в возрасте 19-22 лет. Использовались методы фокус-группы и субъективного шкалирования. Фокус-группа (6 участников и модератор) была использована для составления исходного списка значимой для студентов собственности. Темой обсуждения выступили объекты собственности субъектов (или их семей), изменяющие, по их мнению, уровень безопасности собственника. Субъективное шкалирования предполагало оценку респондентами по шкале Ликерта (от 1 – очень опасно до 7 – совершенно безопасно) каждой операции собственности с объектами из списка. Требовалось также выделить из него объекты, находящиеся в личной и/или семейной собственности. Подтверждено, что студенты склонны обнаруживать неуверенность в оценке личной безопасности относительно операций собственности. Они выстраивают следующую последовательность операций собственности по повышению уровня личной безопасности: распоряжение – использование – владение. Принадлежность объекта к реальной собственности повышает для студента уровень личной безопасности операций над ним. Материалы статьи могут представлять научный интерес для экономической психологии и психологии безопасности, обладать потенциалом использования в профилактической, коррекционной и развивающей практике работы со студентами.
Ключевые слова: собственность, операции собственности, личная безопасность, оценка безопасности, владение, распоряжение, использование.
Summary: The relevance of the research is determined by the request of practice in the development of psychological measures to support the management of human property. The aim was to identify students' subjective assessments of personal safety during ownership operations on objects significant to them. Hypotheses about the students' uncertain assessment of personal safety during operations with property, as well as about its possible increase in the presence of an appropriate object in the property, have been tested. The sample on a voluntary basis consisted of 204 female and male students from a number of metropolitan and provincial universities aged 19-22 years. Focus group and subjective scaling methods were used. A focus group (6 participants and a moderator) was used to compile an initial list of properties significant to students. The topic of discussion was the objects of ownership of the subjects (or their families), which, in their opinion, change the level of security of the owner. Subjective scaling assumed the respondents' assessment on the Likert scale (1 – very dangerous ... 7 – completely safe) each ownership operation with objects from the list. It was also required to separate objects from it that are in personal and/or family ownership. It has been confirmed that students tend to show uncertainty in assessing personal safety regarding property transactions. They build the following sequence of ownership operations to increase the level of personal security: disposal – use – possession. The ownership of an object increases the level of personal security of operations on it for the student. The materials of the article may be of scientific interest for economic psychology and security psychology, have the potential to be used in preventive, correctional and developmental practice of working with students.
Keywords: ownership, ownership operations, personal safety, security assessment, ownership, disposal, use.