ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

В.П. Шейнов, В.А. Карпиевич

PERSONALITY CORRELATES OF COMPUTER GAME ADDICTION
V.P. Sheynov, V.A. Karpievich

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_36_4_01

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Современные исследования продемонстрировали тесную связь между аддиктивным использованием компьютерных технологий и сопутствующими психическими расстройствами. Интернет-игровое расстройство или онлайн-игры (видеоигры) – это новый диагноз, включенный в последнее (11-е) издание Международной классификации болезней как «психическое расстройство, приводящее к личностным и социальным нарушениям».Зарубежные исследования показали, что по сравнению с другими видами интернет-поведения онлайн-игры могут вызывать более серьезную тревогу, депрессию, академическую прокрастинацию и ухудшение качества сна. Цельданной статьи – выявление в русскоязычной среде возможных связей зависимости от компьютерных игр с зависимостями от смартфона и социальных сетей, тревогой, депрессией, прокрастинацией и проблемами со сном. Основой данного эмпирического исследования послужили результаты онлайн-тестирования 703 респондентов (средний возраст М=19,9 года, SD=5,2), в том числе 370 женщин (52%) и 333 мужчины. В исследовании использованы: опросник АПА зависимости от компьютерных игр, короткая версия опросника зависимости от смартфона (автор В.П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Были установлены положительные взаимосвязи зависимости от компьютерных игр и зависимостями от смартфона и социальных сетей, тревогой, депрессией, прокрастинацией и проблемами со сном, а также отрицательные взаимосвязи с возрастом и женским полом. При этом все взаимосвязи зависимости от компьютерных игр линейные, с женским полом – нелинейная. Выявленные в настоящем исследовании результаты имеют определенное теоретическое значение. Они, в частности, показывают, что: 1) зависимость от компьютерных игр имеет глобальный характер; 2) она проявляется в разных странах сходными связями со многими свойствами личности; 3) у мужчин зависимость от компьютерных игр выражена значительно сильнее, нежели у женщин, что означает, что половые различия в этой зависимости более значимы, нежели межнациональные. В практическом плане полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы в работе по предотвращению формирования у учащихся и студентов зависимости от компьютерных игр.

Ключевые слова: зависимость от компьютерных игр, депрессия, тревога, зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей, прокрастинация, проблемы со сном.

Summary. Previous studies have demonstrated a close connection between the addictive use of computer technologies and associated mental disorders. Internet gaming disorder or online gaming (video gaming) is a new diagnosis included in the latest (11th) edition of the International Classification of Diseases as «a mental disorder leading to personality and social impairment». Foreign studies have shown that, compared to other types of Internet behavior, online games can cause more severe anxiety, depression, academic procrastination, and poor sleep quality. The purpose of this article is to identify possible links between computer game addiction and smartphone and social media addictions, anxiety, depression, procrastination, and sleep problems in the Russian-speaking environment. The basis of this empirical study was the results of online testing of 703 respondents (mean age M=19.9 years, SD=5.2), including 370 women (52%) and 333 men. The study used the APA Computer Game Addiction Questionnaire, a short version of the Smartphone Addiction Questionnaire (authored by V.P. Sheynov), the Social Network Addiction Questionnaire (authors V.P. Sheynov, A.S. Devitsyn), a short version of the Procrastination Questionnaire (authors V.P. Sheynov, A.S. Devitsyn), and the Hospital Anxiety and Depression Scale. The study found positive relationships between computer game addiction and smartphone and social network addictions, anxiety, depression, procrastination, and sleep problems, and negative relationships with age and female gender. All relationships between computer game addiction are linear, but the relationship with female gender is nonlinear. The results revealed in this study have a certain theoretical significance. In particular, they show that: 1) computer game addiction is global in nature; 2) it manifests itself in different countries through similar relationships with many personality traits; 3) men show a significantly stronger dependence on computer games than women, which means that gender differences in this dependence are more significant than interethnic differences. In practical terms, the results obtained in this study can be helpful in preventing the formation of dependence on computer games in schoolchildren and students.

Keywords: dependence on computer games, depression, anxiety, dependence on smartphones, dependence on social networks, procrastination, sleep problems.