СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Д.В. Юрчук
SOCIAL PERCEPTION OF ANOTHER PERSON IN THE CONDITIONS OF MANIPULATION
D.V. Yurchuk
DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_35_3_03
Аннотация. Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на человека и его результат, при котором причиняемый психологический вред человеком не осознается. Цель исследования – определение влияния манипулятивного воздействия на социальное восприятие человека, а также выделение таких личностных характеристик, которые, с одной стороны, свойственны лицам, более других подверженных манипулятивному воздействию, и способствующих устойчивости к нему. Был разработан и проведен эксперимент, включающий скрытое манипулятивное воздействие на участников исследования посредством подачи недостоверной дискредитирующей информации об определенном человеке (объекте дискредитации), который был изображен на фото стимульного материала. Была проведена диагностика особенностей мышления, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой сферы личности и выявлен характер взаимосвязей с такими качествами, как подверженность и устойчивость к манипулятивному воздействию. Показано, что после манипулятивного воздействия социальное восприятие личности человека, являвшегося объектом дискредитации, изменилось в угоду манипулятору. В исследовании не подтвердилось, что особенности мышления и ценностно-смысловой сферы личности являются факторами подверженности и устойчивости к манипуляции. Способствующими факторами такой подверженности оказались: повышенный уровень опоры на использование эмоций в их информативной функции, самоуверенность в межличностных отношениях и повышенная готовность к действию, связанному с преодолением трудностей. Ответственность – волевой контроль над собственной позицией в межличностных отношениях – явилась ключевым фактором устойчивости к психологическим манипулятивным воздействиям.
Ключевые слова: психологическая манипуляция, эксперимент, личностные факторы, скрытость, оперирование информацией, мишени воздействия, роботизация, деформация, социальное восприятие, подверженность, устойчивость.
Summary. Manipulation is a hidden psychological influence on a person and its result, in which the person is not aware of the psychological harm caused. The purpose of the study is to determine the impact of manipulation on the social perception of a person, as well as to identify such personal characteristics that, on the one hand, are characteristic of persons who are more susceptible to manipulation and contribute to resistance to it. An experiment was designed and conducted, including a covert manipulation of the study participants through the dissemination of inaccurate discrediting information about a certain person (the object of discrediting), who was depicted in the photo of the stimulus material. A diagnosis of the features of thinking, emotional-volitional, value-semantic sphere of the personality was carried out and the nature of relationships with such qualities as susceptibility and resistance to manipulation was revealed. It is shown that after the manipulation influence, the social perception of the personality of the person who was the object of discrediting changed in favor of the manipulator. The study did not confirm that the features of thinking and the value-semantic sphere of a person are factors of susceptibility or resistance to manipulation. The contributing factors for such susceptibility were: an increased level of reliance on the use of emotions in their informative function, self-confidence in interpersonal relationships, and an increased readiness for action related to overcoming difficulties. Responsibility – volitional control over one's own position in interpersonal relations – was a key factor in resistance to psychological manipulation.
Keywords: psychological manipulation, experiment, personal factors, concealment, information
manipulation, targets of influence, robotization, deformation, social perception, susceptibility, stability.