СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
П.В. Позняков
STRUCTURAL AND TYPOLOGICAL ANALYSIS OF INDICATORS OF ECONOMIC SELF-DETERMINATION OF ENTREPRENEURS
P.V. Poznyakov
DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_34_2_06
Аннотация. Представлены отдельные результаты эмпирического исследования личностных факторов экономического самоопределения российских предпринимателей. В исследовании приняли участие 105 предпринимателей, ведущих свой бизнес в Московском регионе и в ряде регионов центральной России. Структура выборки охватила 55 мужчин и 50 женщин в возрасте от 18 до 65 лет. Концептуальный подход данного исследования заключался в предложении рассматривать в качестве психологических характеристик экономического самоопределения предпринимателей совокупность психологических отношений, то есть представлений и оценок субъектом предпринимательской деятельности различных сторон его экономической деятельности: внешних условий, самой деятельности и себя как ее субъекта. Одной из задач исследования было выделение групп предпринимателей с разным типом экономического самоопределения. В качестве эмпирических показателей экономического самоопределения в исследовании использовались следующие содержательные характеристики: Оценка благоприятности социально-экономических условий предпринимательской деятельности; Оценка собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса; Оценка уровня собственной деловой активности и его динамики; Оценка успешности своей предпринимательской деятельности; Оценка удовлетворенности ее результатами. Данные показатели фиксировались с помощью социально-психологических шкал авторского опросника. Для уточнения структурных особенностей характеристик ЭСО были проведены кластерный и факторный анализ основных показателей ЭСО. В результате были выделены два основных фактора, обозначенные как «Деловая активность» и «Эффективность (успешность-удовлетворенность». По результатам кластерного анализа были выделены четыре группы респондентов, статистически достоверно различающихся значениями исследуемых эмпирических показателей, которые можно интерпретировать как типы экономического самоопределения.
Ключевые слова: психология предпринимательства, российские предприниматели, экономическое самоопределение, деловая активность, успешность, удовлетворенность.
Summary. Some results of an empirical study of personal factors of economic self-determination of Russian entrepreneurs are presented. The study involved 105 entrepreneurs running their businesses in the Moscow region and in a number of regions of central Russia. The sampling structure included 55 men and 50 women aged 18 to 65 years. The conceptual approach of this study was to propose that the psychological characteristics of the economic self-determination of entrepreneurs be considered a set of psychological relationships, that is, ideas and assessments by a business entity of various aspects of its economic activity: external conditions, the activity itself and itself as its subject. One of the objectives of the study was to identify groups of entrepreneurs with different types of economic self-determination. The following substantive characteristics were used as empirical indicators of economic self-determination in the study: Assessment of the favorable socio-economic conditions of entrepreneurial activity; Assessing your own capabilities in increasing the success of your business; Assessing the level of your own business activity and its dynamics; Assessing the success of your business activities; Assessment of satisfaction with its results. These indicators were recorded using the socio-psychological scales of the author’s questionnaire. To clarify the structural features of the characteristics of the ESO, cluster and factor analysis of the main indicators of the ESO were carried out. As a result, two main factors were identified, designated as «Business activity» and «Efficiency (success-satisfaction)». Based on the results of cluster analysis, four groups of respondents were identified, statistically significantly different in the values of the studied empirical indicators, which can be interpreted as types of economic self-determination.
Keywords: psychology of entrepreneurship, Russian entrepreneurs, economic self-determination, business activity, success, satisfaction.