ФАКТОРЫ, ОПОСРЕДУЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В.В. Комаров

FACTORS MEDIATING THE INFLUENCE OF A LEADER ON FOLLOWERS: THE STATE AND PROSPECTS OF RESEARCH
V.V. Komarov

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_34_2_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В современных организациях заметно изменяется роль лидеров. Осмысление этих явлений приводит к появлению новых теорий лидерства, в их мейнстриме особняком держатся концепции, описывающие взаимосвязь отдельных переменных, корректирующих влияние лидерского воздействия на результаты последователей. В настоящее время усложняющееся современное организационное пространство и социально-психологическая среда совместной деятельности приводят к увеличению разнообразия поведенческих моделей последователей и лидеров, что наряду с трудно предсказуемыми ситуациями, в которых участники процессов оказываются впервые, делают крайне затруднительным создание единой всеобъемлющей теории корректоров лидерства. Масштабные исследования переменных, корректирующих лидерство, проведенные в последнее десятилетие, свидетельствуют об актуальности этой проблемы и предпосылках возникновения этой теории. Основной целью исследования было проведение теоретического анализа подходов к изучению факторов, опосредующих влияние лидера на последователей, а также систематизация этих факторов. Проведен анализ основных подходов к изучению переменных, влияющих на восприятие лидерства: его заменителей (субститутов), нейтрализаторов, усилителей и дополнителей. Для обозначения факторов/переменных, оказывающих влияние на изменение восприятия лидерского воздействия, предложено понятие «корректирующие переменные» или «корректоры», вместо широко распространенного, но не достаточного точного термина «модераторы лидерства». Сделан вывод об актуальности теории модераторов-корректоров лидерства для развития организационного лидерства в целях совершенствования процессов достижения целей организаций, предложены перспективные направления исследований: взаимосвязь масштаба личности лидера, а также силы лидерского влияния и корректоров лидерства; анализ динамики процессов взаимовлияния триады «ситуация – лидер – последователи»; изучение особенностей «горизонтального лидерства».

Ключевые слова: модераторы лидерства, корректоры лидерства, заменители (субституты) лидерства, нейтрализаторы лидерства, усилители лидерства, дополнители лидерства, фокус внимания лидера, масштаб личности лидера.

Summary. In modern organizations, the role of leaders is noticeably changing, which leads to the emergence of new theories of leadership – in this mainstream, concepts describing the relationship of individual variables that correct the influence of leadership influence on the results of followers stand apart. The increasingly complex modern organizational space and socio-psychological environments of joint activity are currently increasing the diversity of behavioral models of followers and leaders, which, along with difficult to predict situations in which process participants find themselves for the first time, make it extremely difficult to create a unified comprehensive theory of leadership correctors. Large-scale studies of leadership-correcting variables that have appeared in the last decade, named in this article, indicate the relevance of this problem and the prerequisites for the emergence of such a theory. The main purpose of the study was to conduct a theoretical analysis of approaches to the terminology of variables – factors that mediate the influence of a leader on followers, systematize these factors, clarify terminology, and identify areas for further research. The research was devoted to the analysis of the main approaches to terminology, revealing the species diversity of variables that affect the perception of leadership: its substitutes (substitutes), neutralizers, amplifiers, and complements. To designate the factors – variables that influence the change in the perception of leadership influence, the concept of «corrective variables» or «correctors» is proposed, instead of the widespread, but not precise enough term «leadership moderators». The paper concludes that the theory of moderators-correctors of leadership is relevant for the development of organizational leadership in order to improve the processes of achieving the goals of organizations, promising areas of research are proposed: the relationship of the scale of the personality of the leader, as well as the strength of leadership influence and correctors of leadership; analysis of the dynamics of the processes of mutual influence of the triad «situation – leader – followers»; study of the features of «horizontal leadership».

Keywords: leadership moderators, leadership correctors, leadership substitutes, leadership neutralizers, leadership enhancers, leadership complements, leader focus, leader personality scale.