СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К БЕСПИЛОТНОМУ ТАКСИ

А.Ю. Саенко, П.А. Кисляков

PERSON'S SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDE TOWARDS SELF-DRIVING TAXI
A.Y. Saenko, P.A. Kislyakov

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_33_1_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Технология беспилотного общественного транспорта активно разрабатывается и тестируется ведущими компаниями в различных странах, тем не менее она еще не получила широкого распространения и является технологией отдаленного будущего. Отношение к ней может проявляться в различных психологических явлениях – ожиданиях, представлениях, коллективных страхах и надеждах. В рамках настоящего исследования была предпринята попытка выявить направленность отношения людей к технологии беспилотного легкового такси в процессе ее внедрения в России, а также соотнести ее с социально-психологическими феноменами. Была проведена серия из пяти очных и одной онлайн групповых дискуссий. Участники исследования – российская выборка: 42 человека (60% женщин, 40% мужчин) от 19 до 70 лет (M=31,09; SD=14,26). Использовалась специально разработанная авторская анкета, направленная на изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к технологии беспилотного такси. Были выделены направленности отношения людей к данной технологии, представляющие собой полярные комбинации, и делается вывод о том, что ожидания людей от данной технологии представлены преимущественно в когнитивном компоненте отношения. Отношение к технологии БА соотнесено с такими социально-психологическими феноменами как доверие людей миру, другим людям, себе, включенностью в обсуждение технологии беспилотного автомобиля, техническим мировоззрением, индивидуальным ценностным профилем и личностными чертами.

Ключевые слова: психологическое отношение, беспилотный автомобиль, общественный транспорт, новые технологии, искусственный интеллект, взаимодействие с техникой, коллективный образ будущего.

Summary. The technology of unmanned public transport is actively being developed and tested by leading companies in various countries. Nevertheless, it has not yet become widespread and is an element of the distant future. The attitude towards it can manifest itself in various psychological phenomena – expectations, perceptions, collective fears and hopes. Within the framework of this study, an attempt was made to identify the orientation of people's attitudes towards the technology of self-driving taxi in the process of its introduction in Russia, as well as to correlate it with socio-psychological phenomena. A series of five face-to-face and one online group discussion was conducted. The study participants were a Russian sample: 42 people (60% women, 40% men) from 19 to 70 years old (M=31.09; SD=14.26). The specially developed author's survey was used, aimed at studying the cognitive, emotional and behavioral components of attitudes towards driverless taxi technology. The orientations of people's attitude to this technology, representing polar combinations, were highlighted. It is concluded that the essence of people's expectations from this technology is mainly represented in the cognitive component of attitudes. The attitude towards driverless taxi technology is related to such socio-psychological phenomena as people's trust in the world, other people, themselves, involvement in the discussion of driverless car technology, technical worldview, individual value profile and personality traits.

Keywords: attitude, self-driving car, public transport, new technologies, artificial intelligence, interaction with technology, collective image of the future.