ПРОБЛЕМА КОНЦЕПЦИИ «ЛИЦА» КАК СТРУКТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Н.Л. Иванова, И.А. Булгаков

THE PROBLEM OF THE CONCEPT OF «FACE» AS A STRUCTURAL COMPONENT OF PROFESSIONAL IDENTITY
N.L. Ivanova, I.A. Bulgakov

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_32_4_07

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлен обзор актуальных исследований концепции «лица» как структурного элемента профессиональной идентичности личности. Вопрос становления человека как профессионала и особенностей его поведения в рамках профессиональной деятельности приобретает новую значимость и актуальность в современных реалиях. Показано, что по этой причине, становится важным обратить внимание на новые подходы в исследовании профессиональной идентичности личности, детерминант ее развития, а также механизмов ее проявления в ситуациях социального взаимодействия. Установлена сложная организация феномена профессиональной идентичности, который все больше начинает рассматриваться с точки зрения социально-когнитивной природы его устройства. Отдельно показана важность исследования феномена как явления реляционного уровня. В основной части работы уделяется внимание понятию «лицо» как потенциально неотделимому элементу профессиональной идентичности личности, а также его влиянию на динамику и характер предъявления человеком своей профессиональной идентичности в ситуации социального взаимодействия. Установлено, что формирование и предъявление профессиональной идентичности, а также ее развитие не может происходить вне контекста социального взаимодействия между людьми в рамках профессиональной деятельности. Показано, что профессиональная идентичность и характер ее становления зависит от способов ее предъявления, среди которых особое место занимает «лицо», в частности, стратегии его сохранения. Обнаружено, что «лицо» является значимым фактором в ситуации самопрезентации, которая играет важную роль в деловом взаимодействии. Отдельно установлено, что «лицо» как структурный компонент профессиональной идентичности личности имеет устойчивую связь с эффектами социального взаимодействия, в частности, с синдромом выгорания сотрудников на работе. В заключении предложены шаги по продолжению исследования связи между феноменами профессиональной идентичности и «лица», а также перспективы применения теоретических выводов в рамках практической деятельности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, социальная идентичность, идентичность, «лицо», стратегии сохранения «лица», социальное взаимодействие, профессиональное обучение, развитие, профессиональная коммуникация, механизмы социального взаимодействия.

Summary. The article presents an overview of current research of the concept of «face» as a structural element of professional identity of a person. The issue of becoming a person as a professional and the peculiarities of his/her behavior within the framework of professional activity acquires new significance and relevance in modern realities. It is shown that for this reason, it becomes important to pay attention to new approaches in the study of professional identity of a person, determinants of its development, as well as mechanisms of its manifestation in situations of social interaction. The complex organization of the phenomenon of professional identity, which is increasingly beginning to be considered from the point of view of the socio-cognitive nature of its structure, is established. The importance of the study of the phenomenon as a relational level phenomenon is shown separately. The main part of the paper focuses on the «face» as a potentially inseparable element of a person's professional identity, as well as its influence on the dynamics and nature of a person's presentation of his/her professional identity in a situation of social interaction. It is established that the formation and presentation of professional identity, as well as its development cannot occur outside the context of social interaction between people in the framework of professional activity. It is shown that professional identity and the nature of its formation depend on the ways of its presentation, among which the «face», in particular, the strategy of preserving «face» takes a special place. It is found that the «face» is a significant factor in the situation of self-presentation, which plays an important role in business interaction. Separately, it was found that «face» as a structural component of professional identity of a person has a stable connection with the effects of social interaction, in particular, with the burnout syndrome of employees at work. The conclusion suggests steps to continue the study of the relationship between the phenomena of professional identity and «face», as well as the prospects for the application of theoretical findings in the framework of practical activities.

Keywords: professional identity, social identity, identity, «face», «face» support strategies, social interaction, professional training, development, professional communication, mechanisms of social interaction.