СВЯЗЬ СОРОДИТЕЛЬСТВА С СУПРУЖЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ И ОТНОШЕНИЕМ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.С. Ахмадуллина, Е.Ю. Чеботарева

THE RELATIONSHIP OF COPARENTING WITH MARITAL INTERACTION AND ATTITUDES TOWARD THE PRESCHOOL CHILD
A.S. Akhmadullina, E.Y. Chebotareva

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_31_3_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В современном Российском обществе все больше внимания уделяется роли семьи в формировании личности ребенка и его дальнейшей жизни. Современные родители стремятся осознанно подходить к своему родительству, отцы все больше вовлекаются в процесс воспитания детей, соответственно, все актуальнее становится вопрос взаимодействия родителей между собой, согласованности их родительских позиций. Для обозначения этого феномена в западной психологии еще с 1970-х гг. используется понятие сородительства. В России этот феномен изучен мало, несмотря на его высокую актуальность. Сейчас вовлеченность в родительство и матерей, и отцов происходит не только на эмоциональном, но и на ценностном уровнях. Данная статья посвящена анализу феномена сородительства в российских семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, и взаимосвязи сородительства с взаимодействием в других семейных подсистемах: в супружеской и детско-родительской. Под сородительством разными авторами понимается распределение ролей и общение между людьми, несущими основную ответственность за уход за ребенком и его воспитание. В исследовании приняли участие 95 супружеских пар (190 человек) с детьми дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В качестве основной методики использовалась «Шкала сородительских отношений» (Feinberg et al., 2012) в авторской русскоязычной адаптации[1].. Помимо этого, использовались «Шкала супружеской адаптации» (DAS) (Spanier, 1976), адаптация (Поляков и др., 2018), опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина и др., 1987), и опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская, 2005). Результаты исследования показали наличие связи высокого уровня сородительства с большей удовлетворенностью детско-родительскими и супружескими отношениями, а также более конструктивными способами разрешения конфликтов в паре. Обнаружены различия в гендерном восприятии совместного родительства. Установлено, что сородительство является предиктором отношения к ребенку и супружеских отношений.

Ключевые слова: сородительство, родительское отношение к ребенку, супружеская согласованность, супружеские конфликты, воспитание детей дошкольного возраста, супружеское взаимодействие.

Summary. In modern Russian society the role of the family in the formation of a child's personality and in his/her future life is increasingly emphasized. Modern parents tend to consciously approach their parenthood, fathers are becoming more and more involved in the process of child rearing, respectively, the issue of interaction between parents, coordination of their parental positions is becoming more and more relevant. Since the 1970s, Western psychology has used the concept of coparenting to denote this notion of shared parenting. In Russia, this phenomenon has been studied rather little, despite its high relevance. Now the involvement in coparenting of both mothers and fathers occurs not only at the emotional but also at the value levels. This article is devoted to analyzing the phenomenon of coparenting in Russian families raising preschool children and the relationship of coparenting with interaction in other family subsystems: in marriage and in child-parent relationships. Different authors understand coparenting as the distribution of roles and communication between people who are primarily responsible for the care and upbringing of the child. The study involved 95 married couples (190 people) with children of preschool age (from 3 to 7 years old). The main methodology used was the «Coparental Relationship Scale» (Feinberg et al., 2012), in the author's Russian-language adaptation. In addition, the «Marital Adjustment Scale» (DAS, G.B. Spanier, 1976, adapted by Y.M. Polyakova and co - authors, 2018), the questionnaire «The nature of interaction between spouses in conflict situations» (Y.E. Aleshina, L.Y. Gozman, 1987), and the questionnaire «Parent-child interaction» (I.M. Markovskaya, 2005). The results of the study showed that a high level of coparenting is associated with greater satisfaction with child-parent and marital relations, as well as with more constructive ways of conflict resolution in the couple. Differences in gender perception of coparenting were found. It was found that coparenting is a predictor of attitudes toward the child and marital relations.

Keywords: Coparenting, parent-child relationship, marital adjustment, marital conflicts, parenting of preschool children, marital interaction.