ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА (К 100-ЛЕТИЮ А.А. БОДАЛЕВА)
В.Н. Панферов, А.В. Микляева
HEURISTIC POTENTIAL OF SOCIAL PERCEPTION IN RECOGNITION OF HUMAN PSYCHOLOGY (TO THE 100th ANNIVERSARY OF A.A. BODALEV)
V.N. Panferov, A.V. Miklyaeva
DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_32_4_01
Аннотация. Статья посвящена 100-летию со дня рождения А.А. Бодалева, благодаря работам которого психология межличностного восприятия (социальной перцепции) впервые выделилась в самостоятельное направление научных исследований. В статье показаны методологические следствия «открытия» феномена социальной перцепции для развития научной психологии. Подчеркивается, что осмысление социальной перцепции создало предпосылки для утраты психофизической (субъект-объектной) парадигмой научно-психологического познания господствующего статуса благодаря развитию новой научно-психологической методологии, основанной на принципах объект-предметного единства. Так, на смену гносеологической модели личности сегодня приходит онтологический конструкт, отличающийся полнотой психологических качеств личности и интегральным синтезом в определении ее достоинств и недостатков как потенциального и реального партнера социального взаимодействия, представленный качествами субъекта деятельности, общения, человеческих отношений, а также ролями по принадлежности к группам социального членства. Эмпирические доказательства обусловленности закономерностей социальной перцепции контекстом взаимодействия, в котором она разворачивается, способствовали прогрессу научных исследований процесса общения, в которых были уточнены психологические механизмы формирования образа другого человека как партнера по социальному взаимодействию. В результате были созданы предпосылки для качественно иного осмысления психической активности человека, которая может быть описана в гносеологическом («отражение – отображение – выражение – переживание»), семиотическом («знак – значение – смысл – отношение») и феноменологическом («идентификация – апперцепция – интерпретация – психологический портрет») аспектах. Сегодня образ человека, являющийся результатом социального познания, рассматривается не только как регулятор взаимодействия людей друг с другом, но и как глубинный психологический механизм формирования личности.
Ключевые слова: социальная перцепция, когнитивный эталон, образ человека, метаобраз человека, психология человека, психологическое познание, методология психологии, общение, взаимодействие, взаимоотношения.
Summary. The article is devoted to the 100th anniversary of A.A. Bodalev, whose ideas distinguished the psychology of interpersonal perception (social perception) as an independent direction of scientific research. The article shows the methodological consequences of the «discovery» of the phenomenon of social perception for the development of scientific psychology. It is emphasized that the comprehension of social perception created prerequisites for the loss of the dominant status of the psychophysical (subject-object) paradigm of scientific psychological research due to the development of a new scientific and psychological methodology based on the principles of object-subject unity. Thus, the gnoseological models of personality are being replaced today by an ontological construct characterized by the completeness of psychological qualities of personality and integral synthesis in determining its advantages and disadvantages as a potential and real partner of social interaction, represented by the qualities of the subject of activity, communication, human relations, as well as roles in social groups. Empirical evidence of the conditionality of the patterns of social perception by the context of interaction in which it unfolds has contributed to the progress of scientific psychological studies of the communication process, in which the psychological mechanisms of forming the image of another person as a partner in social interaction have been clarified. As a result, prerequisites were created for a qualitatively different understanding of human mental activity, which can be described in epistemological («reflection – display – expression – experience»), semiotic ("sign – meaning – meaning – relation") and phenomenological («identification – apperception – interpretation – psychological portrait») aspects. As a result, today the image of a human, which is the result of social perception, is considered not only as a regulator of people's interaction with each other, but also as a deep psychological mechanism of personality formation.
Keywords: social perception, cognitive standard, human image, human meta-image, human psychology, psychological cognition, methodology of psychology, communication, interaction, relationships.