СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ

В.В. Константинов, Р.В. Осин

SOCIAL AND ETHNIC IDENTITY OF TEENAGERS-MIGRANTS
V.V. Konstantinov, R.V. Osin

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_30_2_03

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлено исследование социальной и этнической идентичностей подростков-мигрантов, приехавших по разным причинам в Россию из стран Средней Азии. Описаны уровни социальной и этнической идентичности, их взаимодействие и взаимосвязи. Результаты исследования показали, что социальная идентичность имеет средний уровень проявления, положительную оценку этнической идентичности, хотя у значительного числа исследуемых этническая идентичность неопределенна. По типу этнической идентичности преобладают этническая индифферентность и нормальная этническая идентичность. Исследование подтвердило, что семья играет важную роль в поддержании социальной и этнической идентичности на нормальных уровнях, также поддерживая отношения как с представителями собственной этнической принадлежности, так и с коренным населением. Опираясь на семейные ценности, поддержку семьи, человек способен быть открытым новому опыту в другом социуме; с возрастом открытость к новым культурным ценностям, обычаям, а также отношение к своей и к другим культурам возрастает; продолжительность нахождения в новой среде способствует адаптации путем новых знакомств, участия в различных мероприятиях. В случае высокой коммуникабельности и социальной активности человека и наличия высокого уровня социальной идентичности возможны проявления этнической индифферентности или этнофанатизма, что свидетельствует о появлении негативного отношения, вызванного общением с коренным населением. Тесные и близкие отношения как с людьми, принадлежащими к собственному этносу, так и с коренным населением помогают человеку поддерживать неактуальность этничности, неопределенность этнической идентичности и высокий уровень социальной идентичности, сохраняя свои традиции, обычаи и общаясь с представителями своего этноса, он пытается ассимилироваться в новом обществе, создавая новые коммуникативные связи и изучая язык. Продолжительность пребывания в условиях другой культурной среды отрицательно связана с желанием придерживаться собственных культурных ценностей и традиций. При анализе результатов следует также учитывать возраст участников исследования, которые часто проявляют негативизм и категоричность в отношении.

Ключевые слова: социальная идентичность, этническая идентичность, подросток-мигрант, миграция, миграционные процессы.

Summary. The article presents a study of the social and ethnic identities of teenagers-migrants who came to Russia for various reasons from the countries of Central Asia. The levels of social and ethnic identity, their interaction and relationship are described. The results of the study showed that social identity has an average level of manifestation, a positive assessment of ethnic identity, although in a significant number of studied ethnic identity is uncertain. By the type of ethnic identity, ethnic indifference and normal ethnic identity prevail. The study confirmed that the family plays an important role in maintaining social and ethnic identity at normal levels, also maintaining relations with both representatives of their own ethnicity and the indigenous population. Based on family values, family support, a person is able to be open new experience in another society; With age, openness to new cultural values, customs, as well as attitude to their culture and others, increases; The duration of being in the new environment contributes to adaptation through new acquaintances, participation in various events. In the case of high sociability and social activity of a person, the presence of a high level of social identity, manifestations of ethnic indifferent or ethnophanatism are possible, which indicates the emergence of a negative attitude caused by communication with the indigenous population. Close and close relationships help a person to maintain the inaccessibility of ethnicity, the uncertainty of ethnic identity and a high level of social identity, preserving his traditions, customs and communicating with representatives of his ethnic group, he tries to assimilate in a new society, creating new communicative connections and studying the language. The length of stay in a different cultural environment is negatively connected with the desire to adhere to their own cultural values and traditions. When analyzing the results, the age of subjects should also be taken into account, which often show negativity and categorical in relation to.

Keywords: social identity, ethnic identity, teenager-migrant, migration, migration processes.