ЭМОЦИИ ПО ПОВОДУ КОВИДА – ОПЫТ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА

К.Л. Лидин

EMOTIONS ABOUT COVID – EXPERIENCE OF QUANTITATIVE ANALYSIS
K.L. Lidin

DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_30_2_01

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Пандемия КОВИД-19 сопровождалась интенсивным ростом числа психических расстройств, преимущественно тревожного и депрессивного типа. Особенно сильные формы эта «вторичная эпидемия» приняла в развитых странах Запада. Напротив, в таких странах, как Китай, психические расстройства, связанные с пандемией, наблюдались в меньшей степени. В публикациях по социальной психологии ввыдвигалось предположение, что в развитии эпидемии психических расстройств негативную роль сыграли средства массовой информации. Эта гипотеза была проверена при помощи оригинальной методики частного контент-анализа. Методика была разработана на основе авторской модели базовых эмоций, ранее опубликованной авторами. Объектом исследования стали тексты, взятые со специальных интернет-ресурсов ВОЗ, ООН, Фейсбук и популярного британского института Экономист Интеллидженс Юнит (ЕИУ). Сайты официально предназначены для разъяснения и психологической поддержки, то есть, для противодействия негативным социально-психологическим последствиям пандемии. Анализ, однако, показал, что эмоциональное содержание текстов транслирует болезненные состояния, близкие к генерализованному тревожному расстройству и обсессивно-компульсивному расстройству. Сделан  вывод о том, что официальные сайты как крупных межгосударственных организаций, так и частных компаний фактически усиливают негативные феномены вторичной эпидемии психических расстройств, хотя призваны для борьбы с ними. Исследование не позволяет уверенно определить, вызван ли этот эффект планомерным и целенаправленным внушением невротических состояний или же он стал результатом ошибки. В любом случае неизбежные катастрофы и кризисы, предстоящие в будущем, могут сопровождаться аналогичными болезнетворными процессами.

Ключевые слова: психология, пандемия, КОВИД-19, тревожно-депрессивные расстройства, интернет, СМИ.

Summary. The COVID-19 pandemic was accompanied by an intensive increase in the number of mental disorders, mainly of an anxious and depressive type. This "secondary epidemic" has taken particularly strong forms in the developed countries of the West. On the contrary, in countries such as China, mental disorders associated with the pandemic were observed to a lesser extent. Publications on social psychology have suggested that the mass media played a negative role in the development of the epidemic of mental disorders. This hypothesis was tested by us using the original methodology of private content analysis. The methodology was developed on the basis of the author's model of basic emotions, previously published by the authors. The object of the study was texts taken from special Internet resources of the WHO, the UN, Facebook and the popular British Institute Economist Intelligence Unit (EIU). The sites are officially intended for clarification and psychological support, that is, to counteract the negative socio-psychological consequences of the pandemic. The analysis, however, showed that the emotional content of the texts translates painful states close to generalized anxiety disorder and obsessive-compulsive disorder. It is concluded that the official websites of both large interstate organizations and private companies actually reinforce the negative phenomena of the secondary epidemic of mental disorders, although they are designed to combat them. The study does not allow us to confidently determine whether this effect is caused by a planned and purposeful suggestion of neurotic states or whether it was the result of an error. In any case, the inevitable catastrophes and crises coming in the future may be accompanied by similar pathogenic processes.

Keywords: psychology, pandemic, COVID-19, anxiety-depressive disorders, internet, media.