ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЯ О СУТИ И ДИНАМИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДУБЕЖДЕННОСТИ И КСЕНОФОБИИ (ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ)
А.Д. Карнышев, О.А. Карнышева
ECONOMIC ETHNOPSYCHOLOGY ON THE ESSENCE AND DYNAMICS OF NATIONAL PREJUDICE AND XENOPHOBIA (EASTERN AND WESTERN TRENDS)
A.D. Karnyshev, O.A. Karnysheva
DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_29_1_8
Аннотация. Выявленные в психолого-экономическом исследовании 2004 г. причины предвзятости к российским предпринимателям со стороны зарубежных азиатских и европейских коллег в статье расширяются анализом детерминант ксенофобии и русофобии в условиях кризисных явлений и экстремальных ситуаций. Проблема в том, что при благоприятном протекании экономического сотрудничества национальные различия могут не замечаться. Но стоит возникнуть межэтническому конфликту с разрывом хозяйственных связей, как они начинают играть непомерную роль. Отмечено, что в советских и российских словарях до конца ХХ в. не было слова ксенофобия, – это ментальная особенность российского человека: в его глубинной, этнически интегрированной психологии не уживалась ксенофобия как общее негативное отношение к людям других этнических групп. Современному человеку нужны не только знания о сущности и вариантах ксенофобии (американофобия, германофобия, русофобия, синофобия, юдеофобия и т.п.), но и сформированные навыки преодоления негативных этнопсихологических явлений. В условиях специальной военной операции во внешней среде происходит рост русофобских настроений, которые усугубляются тем, что в самой России и вне ее есть немало русских людей, отрицающих самобытность своего народа, ориентированных сугубо на западные ценности и традиции и противопоставляющих себя российскому обществу. Российским гражданамважно понять, что любая ксенофобия по отношению к конкретному народу в целом – это больше искаженная идеология, чем человеческое состояние. В многополярном мире такие феномены будут выглядеть и приниматься как атавизмы. Все эти аспекты, как и ряд мер по преодолению ксенофобии, так или иначе раскрываются в статье. По мнению авторов, лучшее психологическое лекарство от ксенофобии можно найти в приписываемом Будде выражении: Увидь себя в других./ Кому тогда причинишь боль?/ Как сможешь навредить?
Summary. The article expands on the analysis of the determinants of xenophobia and russophobia in the conditions of crisis and extreme situations. The article reveals the reasons for bias against Russian entrepreneurs by foreign Asian and European peoples. The problem is that, with successfuleconomic cooperation, national differences may go unnoticed, but once inter-ethnic conflict ariseswith the breakdown of economic ties, they become too important. It is noted that until the end of the 20th century there was no word of xenophobia in Soviet and Russian dictionaries, this is a mental feature of the Russian man: In its deep, ethnically integrated psychology, xenophobia did not coexist as a general negative attitude towards people of other ethnic groups. Modern man needs not only knowledge about the essence and variants of xenophobia (American phobia, Germanophobia, Russophobia, Synophobia, Yudeophobia, etc.), but also formed skills to overcome negative ethnopsychological phenomena. In the context of the special military operation, there is an increase in Russophobic sentiment in external relations, which is aggravated by the fact that there are a lot of Russian people in Russia and outside of it, who deny the identity of their people, who are focused solely on Western values, which do not consider their traditions. It is important for Russian citizens to understand that any xenophobia towards a particular people as a whole is more a distorted ideology than a human condition. In a multipolar world, such phenomena will appear and be accepted as atavisms. All these aspects, as well as a number of measures to combat xenophobia, are covered in one way or another in the article. According to the authors, the best psychological cure for xenophobia can be found in the terms attributed to Buddha: See yourself in others./ Who are you gonna hurt? /How can you hurt me?
Keywords: fear, hatred, bias, variants of xenophobia; ethnic conflicts, crisis and extreme situations, negative heterostereotypes, multipolar world.