СОВЛАДАНИЕ С ЗАВИСТЬЮ В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СУБЪЕКТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Е.Б. Микелевич, И.А. Фурманов
COPING WITH WORKPLACE ENVY OF SUBJECTS WITH DIFFERENT CHARACTERISTICS OF PSYCHOSOCIAL ADAPTATION
E.B. Mikelevich, I.A. Furmanov
DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_29_1_7
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь совладания с завистью в служебных отношениях и психосоциальной адаптации. Актуальность исследования связана с тем, что стратегии совладания с завистью в служебных отношениях могут определять социально-психологический климат в коллективе и результативность профессиональной деятельности. В современных условиях, когда существенно изменяются организационные условия, требующие от сотрудника быстроты и гибкости адаптационных процессов, тема исследования является достаточно практикоориентированной.Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи показателей зависти в служебных отношениях и психосоциальной адаптации сотрудников. В исследовании с использованием психодиагностических методик (Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого и Опросник «Совладание с завистью в служебных отношениях» в адаптации И.А. Фурманова и Е.Б. Микелевич)выявлены стратегии совладания с завистью в служебных отношениях, характерные для адаптивных и дезадаптивных сотрудников. Установлено, что конструктивные стратегии совладания с завистью в служебных отношениях положительно связаны с адаптивностью, деструктивные – с дезадаптивностью. Сравнительный анализ характеристик психосоциальной адаптации сотрудников с конструктивной и деструктивной стратегиями совладания позволил выявить достоверно более высокие показатели адаптивности у сотрудников с конструктивной стратегией совладания, а также более высокие показатели дезадаптивности, неприятия других, ведомости у сотрудников с деструктивным совладанием. Полученные результаты могут быть использованы в работе с персоналом, могут применяться при дальнейшем изучении зависти в служебных отношениях.
Summary. The article examines the relationship of coping with workplace envy and psychosocial adaptation. The relevance of the study is due to the fact that strategies for coping with workplace envy can determine the socio-psychological climate in theteam, the effectiveness of professional activities. In modern conditions, when organizational conditions significantly change, requiring employees to adapt quickly and flexibly, the research topic is quite practice-oriented. The aim of the study is to examine the relationship between indicators of envy in service relationships and psychosocial adaptation of employees. The study using psychodiagnostic methods (the questionnaire of socio-psychological adaptation of K. Rogers and R. Diamond in the adaptation of A.K. Osnitsky and the questionnaire «Coping with workplace envy» in the adaptation of I.A. Furmanov and E.B. Mikelevich) identified strategies for coping with workplace envy, characteristic of adaptive and maladaptive employees. It was established that constructive strategies for coping with workplace envy are positively associated with adaptability, destructive - with maladaptivity. The comparative analysis of the characteristics of psychosocial adaptation of employees with constructive and destructive coping strategies made it possible to identify reliably higher adaptive indicators in employees with a constructive coping strategy, as well as higher indicators of maladaptiveness, rejection of others, statements of employees with destructive coping. The results obtained can be used in working with personnel, and also in the further study of workplace envy.