КРОССКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ПОИСКА НА ВЕБ-СТРАНИЦАХ: СРАВНЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ВЫБОРОК
И.В. Блинникова, Г.Б. Блинников, М.Д. Рабесон, М.С. Семенова, Ш.Н. Асланова
CROSS-CULTURAL DIFFERENCES IN COGNITIVE STRATEGIES OF SEARCH ON WEB S: COMPARISON OF AZERBAIJANI AND RUSSIAN SAMPLES
I.V. Blinnikova, G.B. Blinnikov, M.D. Rabeson, M.S. Semenova, Sh.N. Aslanova
DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_28_4_01
Аннотация. Цель работы – провести сравнение особенностей веб-поиска у представителей азербайджанской и российской культуры. В исследовании приняли участие российские и азербайджанские студенты. Испытуемым предъявлялся целевой стимул (элемент веб-дизайна), который затем нужно было найти среди множества аналогичных изображений. Варьировался формат предъявления целевого стимула (вербальный или образный) и форма его обрамления в матрице (либо круг, либо квадрат). Регистрировалось время обнаружения целевого стимула и показатели движений глаз испытуемых. Не было обнаружено высокозначимых различий во времени поиска, хотя испытуемые российской выборки были несколько быстрее. Установленные эффекты формата предъявления и обрамления стимула на взаимодействовали с фактором принадлежности к культуре, зато обнаружились существенные различия в характере окуломоторной активности. Поиск испытуемых из азербайджанской выборки характеризовался менее длительными фиксациями (198,8 vs260,6 мс), и более высокоамплитудными (4,9 vs3,1 град) и высокоскоростными саккадами (126,8 vs93,5 град/с) по сравнению с испытуемыми из российской выборки. Это может быть интерпретировано как то, что представители азербайджанской культуры склонны использовать стратегии, характеризующиеся амбиентным модусом обработки, более быстрым и поверхностным считыванием информации и широким охватом перцептивного поля. В то время как представители российской культуры применяют стратегии, характеризующиеся фокальным модусом обработки, который позволяет в большей степени сфокусироваться на отдельных объектах. Полученные результаты хорошо объясняются в рамках модели Р. Нисбета, описывающей различия в восприятии и интерпретации информации в разных типах культуры.
Summary. Study compared web search features of Azerbaijani and Russian cultures. The study involved two groups: Russian students (n=26); Azerbaijani students (n=24). The subjects first saw a target stimulus (an element of web design) and then they were to find it among multiple similar images. The template of the target stimulus (verbal or pictorial) and the framing in the matrix (either a circle or a square) varied. The target stimulus detection time and eye movement parameters were recorded. The search time showed no significant differences, although the Russian subjects were slightly faster. The established target template effect and the target framing effect did not interact with the culture factor. However, the experiment found significant differences in the nature of oculomotor activity. The subjects from the Azerbaijani sample had shorter fixations (198.8 vs 260.6 ms) and saccades with higher amplitude (4.9 vs 3.1 deg) and a high velocity (126.8 vs 93.5 deg/s) compared to the subjects from the Russian sample. This can be interpreted as the fact that representatives of Azerbaijani culture tend to use the strategies, characterized by the ambient mode of processing, a faster and more superficial decoding of information and a wide coverage of the perceptual field. Representatives of Russian culture, however, use the strategies, characterized by the focal mode of processing, which helps focus on individual objects. In general, the results are well explained within the framework of R.Nisbett’s model, describing differences in perception and interpretation of information in different types of culture.