ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРИЗВАНИЕ, СЛУЖЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ: К 170-ЛЕТИЮ НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА ГРОТА. ЧАСТЬ 2. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ УЧЕНОГО В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

О.А. Белобрыкина

PSYCHOLOGY AS CALLING, SERVICE AND LIFE PATH: TO THE 170-th ANNYVERSARY OF NIKOLAI YAKOVLEVICH GROT. PART 2. THE ROLE OF THE SCIENTIFIC HERITAGE OF THE SCIENTIST IN THE FORMATION OF RUSSIAN PSYCHOLOGY
O.A. Belobrykina

DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_27_3_10

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Статья подготовлена к 170-летию со дня рождения Николая Яковлевича Грота (1852-1899), которому среди других выдающихся русских ученых ХIХ в. принадлежит особое место в становлении системы психологического знания в целом и отечественной школы психологии в частности. Осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ исследований Грота, выполненных в формах магистерской диссертации «Психология чувствований в ее истории и главных основах» и докторской диссертации «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории построения умственных процессов», с теоретическими концепциями, разработанными по схожей проблематике и представленными в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина. Выявлена смысловая близость рассматриваемых Гротом этапов развития чувствований и их содержательного усложнения с динамикойиособенностями эмоционального становления личности, представленными в работах отечественных ученых ХХ столетия. Отмечается, что сформулированные Николаем Яковлевичем ключевые положения эволюционной теории умственных процессов, обоснованные в конструктах «психического оборота», из которых состоит познавательная деятельность человека, легли в основу создания Леонтьевым концепции деятельностного подхода, теории Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и послужили методологической базой для многих современных направлений в изучении природы эмоций. Инициированные Гротом идеи самостоятельности психологии как отрасли научного знания и роли экспериментальной психологии в этом процессе нашли свое реальное воплощение в отечественной науке благодаря его ученику и последователю – Г.И. Челпанову. В заключении обозначены значимость и перспективность изучения работ Грота, остающихся до настоящего времени без внимания научного сообщества, и осмысления представленных в них воззрений ученого с позиций современных социокультурных условий и специфики развития науки и образования российского общества.

Ключевые слова: Николай Яковлевич Грот, российская психология, сравнительно-сопоставительный анализ, психология чувств и эмоций, психология познания и деятельности, поэтапное развитие умственных действий, экспериментальная психология.

Summary. The article is written on the occasion of the 170-th anniversary of Nikolay Yakovlevich Grot (1852-1899), who, among other outstanding Russian scientists of the 19th century, holds a special place in the formation of the system of psychological knowledge in general and Russian school of psychology in particular. The comparative research of N.Y. Grot studies has been conducted in the form of Master's thesis «The Psychology of feelings in its history and essential foundations» and doctoral dissertation «Concerning the Reform of Logic. The Experience of a New Theory of Mental Processes Construction», with theoretical concepts developed on similar issues and presented in the studies of L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, P.Y. Galperin. We identified the semantic proximity of the development of feeling stages and their increasing complexity under certain conditions with the features of increasing development and the features of personality formation, mentioned by Grot and presented in the works of other Russian scientists of the 20-th century. It is noted that the fundamental provisions of the evolutionary theory of mental processes formulated by Nikolay Yakovlevich, justified in the constructs of «mental circulation» that make up cognitive human activity, formed the basis of A.N. Leontiev's theory of «activity approach», P. Galperin's theory of gradual formation of mental actions and served as a methodological base for many modern trends in the study of the nature of emotions. N.Y. Grot's ideas, presenting psychology as a separate branch of scientific knowledge and the role of experimental psychology in this process, were embodied in the national science thanks to his student and follower G.I. Chelpanov. In conclusion, I highlight the significance and prospects of researching N.Y. Grot's studies, which have remained unnoticed by the scientific community so far, and the consideration of the scientist's ideas from contemporary sociocultural viewpoint and the specifics of science and education development in Russian society.

Keywords: Nikolai Yakovlevich Grot, Russian psychology, comparative analysis, psychology of feelings and emotions, psychology of cognition and activity, phased development of mental actions, experimental psychology.