ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ. ЧАСТЬ 2. РАННИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко
PSYCHOLOGY OF LABOR, LABOR TRAINING AND UPBRINGING AT YAROSLAVL PSYCHOLOGICAL SCHOOL. PART 2. EARLY STAGES OF BECOMING
V.A. Mazilov, Iu.N. Slepko
DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_27_3_08
Аннотация. Статья является продолжением опубликованного в настоящем журнале исследования, посвященного развитию психологии труда, трудового обучения и воспитания в 50-е и первую половину 60-х гг. XXв. в ярославской психологической школе (Мазилов, Слепко, 2021). Показано, что происходившие в предыдущий период времени (50-е - первая половина 60-х гг. XXв.) изменения в промышленности, образовании, психологической науке запустили процесс интенсивного развития исследований в разных областях психологии в ярославской психологической школе – психологии труда, инженерной психологии, детской и педагогической психологии, а также социальной психологии. Интенсификация исследований нашла отражение в трех ключевых организационных формах: 1) приобретении лабораторией психологии труда, трудового обучения и воспитания статуса проблемной и головной для Министерства просвещения РСФСР (1968 г.), что позволило распространять получаемые в лаборатории результаты в масштабах страны; 2) проведении кафедрой психологии ЯГПИ межвузовских конференций по вопросам психологии труда, трудового обучения и воспитания (1961, 1964, 1966, 1969, 1970 гг.), на которых презентовались результаты исследований ярославских психологов и происходил обмен опытом с ведущими психологами страны; 3) получении Ученым Советом ЯГПИ права проведения защит кандидатских диссертаций по психологии (1966-1974 гг.), что способствовало развитию кадрового потенциала ярославской психологической школы. Утверждается, что исключительную роль в реализации описанных процессов сыграл статус и организационный талант основателя ярославской психологической школы Василия Степановича Филатова (1900-1974 гг.). Также в проводимых на кафедре психологии ЯГПИ и лаборатории исследованиях нашли отражение идеи В.С. Филатова о роли труда в воспитании и развитии личности, формировании характера.
Ключевые слова: история психологии, ярославская психологическая школа, психология труда, инженерная психология, детская и педагогическая психология, социальная психология, В.С. Филатов.
Summary. The article is a continuation of a study published in this journal on the development of labor psychology, labor training and education in the 50s and the first half of the 60s 20th century at the Yaroslavl psychological school (Mazilov, Slepko, 2021). It is shown that the changes in industry, education, psychological science that took place in the previous period of time (50s - first half of the 60s of the XX century) launched the process of intensive development of research in various areas of psychology in the Yaroslavl psychological school - labor psychology, engineering psychology, child and educational psychology, as well as social psychology. The intensification of research was reflected in three key organizational forms: 1) the acquisition by the laboratory of the psychology of labor, labor training and education of the status of a problematic and leading one for the Ministry of Education of the RSFSR (1968), which made it possible to disseminate the results obtained in the laboratory throughout the country; 2) holding interuniversity conferences on the psychology of labor, labor training and education (1961, 1964, 1966, 1969, 1970) by the Department of Psychology of the YSPI, at which the results of research by Yaroslavl psychologists were presented and there was an exchange of experience with the country's leading psychologists; 3) obtaining by the Academic Council of the YSPI the right to defend candidate dissertations in psychology (1966-1974), which contributed to the development of the personnel potential of the Yaroslavl psychological school. It is argued that the status and organizational talent of the founder of the Yaroslavl psychological school Vasily Stepanovich Filatov (1900-1974) played an exceptional role in the implementation of the described processes. At the same time, the ideas of V.S. Filatov about the role of labor in the upbringing and development of the personality, the formation of character.
Keywords: history of psychology, yaroslavl psychological school, labor psychology, engineering psychology, child and educational psychology, social psychology, V.S. Filatov.