ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ

Н.В. Антонова

DIGITAL TRANSFORMATION OF ORGANIZATION AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF EMPLOYEES
N.V. Antonova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_27_3_07

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Целью исследования был анализ психологического благополучия и связанных с ним переменных (уровня организационного стресса, вовлеченности сотрудников, удовлетворенности работой) в ситуации цифровой трансформации, проводимой в организации. Анализируется понятие и этапы цифровой трансформации, предлагаются критерии цифровой трансформации и отличия ее от цифровизации и оцифровки. Психологическое благополучие сотрудников рассматривается в трех аспектах: как условие успешной цифровой трансформации, как критерий и как эффект цифровой трансформации. Приводится модель психологического благополучия в условиях цифровой трансформации. Метод исследования включал опрос по следующим блокам: социально-демографические данные, вопросы о восприятии изменений сотрудниками, методики измерения параметров психологического благополучия: методика «Удовлетворенность трудом» Л.А. Верещагиной; Шкала субъективного благополучия (ШСБ) A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn и J. Chiche, адаптация М.В. Соколовой; Шкала организационного стресса (ШОС) А. Маклина в адаптации Н.Е. Водопьяновой; Шкала вовлеченности в работу UWES «Утрехтская шкала вовлеченности» У.Б. Шауфелли и А. Бeккера, адаптация Д.А. Кутузовой. Выборку исследования составили 249 сотрудников финансовой организации. Показано, что восприятие сотрудниками цифровых изменений «отстает» от реальных изменений. Сотрудники более положительно относятся к внедрению технологий, чем к изменениям коммуникации в результате цифровизации. Уровень психологического благополучия положительно связан с удовлетворенностью работой, но не коррелирует с вовлеченностью и организационным стрессом. Возможно, это связано с типом деятельности организации и преобладающим у сотрудников типом поведения А (по М. Фридману), которыйявляется следствием накопления эффектов длительного переживания негативных функциональных состояний, постоянной эмоциональной напряженности при отсутствии осознанной саморегуляции. Удовлетворенность трудом выше у сотрудников московского офиса и более высокого должностного статуса. Результаты могут являться отправной точкой для серии дальнейших исследований психологических эффектов цифровой трансформации в организации и в обществе в целом.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, оцифровка, психологическое благополучие, вовлеченность, удовлетворенность работой, организационный стресс.

Summary. The purpose of the study: to analyze psychological well-being and related variables (level of organizational stress, employee engagement, job satisfaction) in a situation of digital transformation taking place in organization. The concept and stages of digital transformation are analyzed, criteria for digital transformation and its difference from digitalization and digitization are proposed. The psychological well-being of employees is considered in three aspects: as a condition for successful digital transformation, as a criterion and as an effect of digital transformation, a model of psychological well-being in the context of digital transformation is proposed. Method: a survey that included: a block of socio-demographic data, a block of questions about the perception of changes by employees, a block of methods for measuring the parameters of psychological well-being : method "Satisfaction with work" (L.A. Vereshchagina); Subjective well-being scale (SWB) by A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn and J. Chiche, adapted by M.V. Sokolova; A. MacLean Organizational Stress Scale (OSS) adapted by N.E. Vodopyanova; Utrecht Engagement Scale (UWES) by W.S. Chauffelli and A. Bakker, adapted by D.A. Kutuzova. Sample: 249 employees of a financial organization. The results of the study in the organization showed that the perception of digital change by employees “lags behind” the real changes. Employees are more positive about the adoption of technology than communication changes because of digitalization. The level of psychological well-being is positively associated with job satisfaction but does not correlate with engagement and organizational stress. It may be related to the type of tasks in organizations and the type of behavior type «A» prevailing among employees (according to M. Friedman), this type of behavior is a consequence of the negative functional states accumulating as the effects of prolonged experience of constant emotional tension in the absence of conscious self-regulation. Job satisfaction is higher among employees of the Moscow office and higher ranks. The results can be a starting point for a series of further studies on the psychological effects of digital transformation in organization and in society.

Keywords: digital transformation, digitalization, digitization, psychological well-being, engagement, job satisfaction, organizational stress.