ЗРИТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛИСТИЧНОСТИ И ФАНТАСТИЧНОСТИ ИГРОВОГО КИНО
Воскресенская Н.Г.
THE AUDIENCE'S PERCEPTION OF THE REALISM AND FANTASTICISM OF FEATURE FILMS
N.G. Voskresenskaya
DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_27_3_04
Аннотация. В статье исследуется субъективность восприятия, обусловленная ценностными ориентациями зрителей, совершающих киновыбор в пользу реалистичного или фантастического игрового кино. В исследовании приняли участие 51 респондент, предпочитающих реалистичное кино, и 50 респондентов, предпочитающих фантастический сюжет. В качестве методов исследования использовались опросник ценностных ориентаций C. Шварца, авторский опросник для изучения жанровых особенностей предпочитаемых фильмов, методика семантического дифференциала для выявления отношения к сюжету, героям и антигероям, групповое обсуждение кинопредпочтений любителей реалистического и фантастического кино. Исследование выявило особенности восприятия зрителей, предпочитающих разные фильмы. Для зрителей, выбирающих фантастические фильмы, киногерои могут становиться «идеальными моделями», так как в поступках киногероев выпукло проявляются такие личностно значимые для зрителей ценностные качества, как любовь к риску и творческий подход к решению проблем. Зрители, выбирающие реалистическое кино, больше ценят скромность как в себе самом, так и в киногерое. Для них важно, чтобы опыт разрешения проблем киногероями был поучительным, а для зрителей «фантастов» значима зрелищность, проработанность фантастических миров, бойцовские качества героев и их способность решать проблемы больших сообществ с помощью суперспособностей.
Ключевые слова: восприятие, достоверность, игровое кино, молодежь, киногерой, антигерой, ценностные ориентации, реалистичность, фантастичность.
Summary. The article explores the subjectivity of perception due to the value orientations of viewers who make selection in favor of realistic or fantastic feature films. A total of 51 respondents who prefer realistic cinema and 50 respondents who prefer a fantastic plot were selected. The questionnaire of C value profiles was used as research methods. Schwartz, the author's questionnaire for studying genre features of preferred films, the method of semantic differential to identify attitudes to the plot, heroes and antiheroes, a group discussion of the film preferences of fans of realistic and fantastic cinema. It is revealed that for viewers who choose fantastic films, movie heroes can become "ideal models", since such personally significant value qualities as a love of risk and a creative approach to problem solving are prominently manifested in the actions of movie heroes. Viewers who choose realistic cinema appreciate modesty more both in themselves and in the movie character.For the viewers of "realists" it is important that the experience of solving problems by movie heroes be instructive, for the viewers of "science fiction" the entertainment, the elaboration of fantastic worlds, the fighting qualities of heroes and their ability to solve problems of large communities with the help of superpowers are significant.
Keywords: perception, authenticity, feature films, youth audience, movie hero, anti-hero,value orientations, reality, fantastically.