СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Е.С. Гринина

SUBJECTIVE WELL-BEING OF ADOLESCENTS WITH DISORDERS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT
E.S. Grinina

DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_26_2_03

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена значимостью субъективного благополучия для самореализации человека и включения его в активную жизнь в социуме. У людей с интеллектуальной недостаточностью это связано в первую очередь для решении задач инклюзии. Цельюэмпирического исследования выступило сравнительное изучение субъективного благополучия старших подростков с интеллектуальной недостаточностью (N=32) и подростков с сохранным интеллектом (N=32). Использование комплекса психодиагностических методик – «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Н.Н. Лепешинского), «Тест смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева, «Шкала субъективного благополучия» Г. Перуэ-Баду (G. Perrudet-Badoux) (адаптация М.В. Соколовой) показало более низкий общий уровень субъективного благополучия, а также его компонентов (отношений с окружающими, личностного роста, управления окружением, самопринятия и автономии), у выборки с интеллектуальной недостаточностью. Результаты исследования свидетельствуют, что для старших подростков с интеллектуальной недостаточностью преимущественно характерны отрицательные эмоциональные переживания в разных сферах функционирования и самореализации. Такие подростки негативно оценивают как собственную жизнь на текущий момент, так и ее результаты на предыдущих этапах. В отличие от нормально развивающихся сверстников, подростки с интеллектуальной недостаточностью не имеют осознанной цели в жизни, кроме того, ее наличие не связано с переживанием собственного благополучия/неблагополучия. Особую роль в субъективном благополучии и его компонентов у подростков с интеллектуальной недостаточностью играют отношения с окружающими, что обусловливает необходимость их оптимизации в процессе абилитации и реабилитации. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработке и совершенствовании технологий психологической помощи людям с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, структура субъективного благополучия, субъективное благополучие подростков, интеллектуальная недостаточность, подростки с интеллектуальной недостаточностью, благополучие людей с интеллектуальной недостаточностью, отношения с окружающими.

Summary. The problem of subjective well-being of people with disorders of intellectual development is analyzed. The relevance of research is attributable to the importance of subjective well-being for self-realization, integration into active life and society, meeting the goals of inclusion, including people with mental deficiency. The purpose of this research is a comparative study of subjective well-being of adolescents with disorders of intellectual development (N=32) and adolescents with intact intelligence (N=32). Using the complex of psychodiagnostical approach («Ryff Scales of Psychological Well-being, RPWB» (adaptation by N.N. Lepeshinsky), «Purpose-in-Life Test, PIL» (Leontiev D.A.), «The Scale of Subjective Well-being» (G.Perrudet-Badoux) (adaptation by Sokolova M.V.), has demonstrated lower overall level of subjective well-being among people with mental deficiency as well as its components (relations with others, personal growth, conduct of surrounding, self-acceptance and autonomy). The results of the study show, that negative emotional experience in different spheres of functioning and self-realization are primarily restricted for people with mental deficiency. Adolescents with mental deficiency assess both their own life to date and its results in previous stages in negative turns. Unlike those well developing according to their age, adolescents with mental deficiency don't have informed purpose in life and its existence also doesn't involve experience in their own well-being or ill-being. Relationships with others are particularly important in people's with disorders of intellectual development subjective well-being and its pillars which make it necessary to optimize them in the process of habilitation and rehabilitation. The results of the study can be used in the development and improvement of psychological assistance technology to people with mental deficiency.

Keywords: subjective well-being, psychological well-being, the structure of subjective well-being, subjective well-being of adolescents, intellectual disability, adolescents with disorders of intellectual development, relationships with others.