ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ: РАННИЕ ЭТАПЫ
В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко
PSYCHOLOGY OF LABOR, LABOR TRAINING AND UPBRINGING AT YAROSLAVL PSYCHOLOGICAL SCHOOL: EARLY STAGES
V.A. Mazilov, Iu.N. Slepko
DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_24_4_11
Аннотация. В статье представлены результаты историко-психологической реконструкции ранних этапов развития ярославской психологической школы и разработки в ней вопросов психологии труда, трудового обучения и воспитания. Утверждается, что традиционный подход к возрождению отечественной психологии труда в середине XX в. слабо учитывает роль реформирования советской школы в 1950-60-е гг. и запрос государства на политехнизацию общего образования и приближение школы к жизни. Обсуждается роль Василия Степановича Филатова (1900-1974) в развитии ярославской психологической школы и психологии в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д. Ушинского, реконструируется «доярославский» период его жизни. Показано, что вопросы психологии трудового обучения и воспитания школьников, политехнизации советской школы были предметом исследований Филатова еще в 30-е гг. XX в., когда им (в соавторстве) была опубликована книга «Психология (конспект лекций)». На основе анализа нормативных документов, архивной документации и публикаций в периодической печати анализируются условия, повлиявшие на создание в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д. Ушинского в 1964 г. проблемной лаборатории психологии труда, трудового обучения и воспитания. Показано, что исследования по этим проблемам, проводимые на кафедре психологии Ярославского педагогического института и в лаборатории, привели к оформлению психологии труда как самостоятельного и крупного направления в Ярославской психологической школе.
Ключевые слова: психология труда, обучение, воспитание, школа, политехнизация, В.С. Филатов, ярославская психологическая школа, лаборатория.
Summary. The article presents the results of the historical and psychological reconstruction of the early stages of the development of the Yaroslavl psychological school and the development in it of issues of labor psychology, labor training and education. It is argued that the traditional approach to the revival of Russian labor psychology in the middle of the XX century poorly takes into account the role of reforming the Soviet school in the 1950-60 y. and the request of the state for the polytechnization of general education and bringing schools closer to life. The role of Vasily Stepanovich Filatov (1900-1974) in the development of the Yaroslavl School of Psychology and Psychology at the Yaroslavl State Pedagogical Institute named after K. D. Ushinsky, the "doyaroslavl" period of his life is being reconstructed. It is shown that the issues of the psychology of labor training and education of schoolchildren, the polytechnization of the Soviet school were the subject of research by V.S. Filatov back in the 30 XX century, when he published the book "Psychology (lecture notes)". On the basis of an analysis of regulatory documents, archival documentation and publications in periodicals, the author analyzes the conditions that influenced the creation of the Yaroslavl State Pedagogical Institute named after K. D. Ushinsky in 1964, the problem laboratory of labor psychology, labor training and education. It is shown that research on the problems of labor psychology, labor training and education, carried out at the Department of Psychology of the Yaroslavl Pedagogical Institute and in the laboratory, led to the formation of labor psychology as a separate and large direction in the Yaroslavl School of Psychology.
Keywords: labor psychology, training, education, school, polytechnization, V.S. Filatov, Yaroslavl psychological school, laboratory.