СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСЫЩЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕГАПОЛИСЕ В РАЗНЫХ ГРУППАХ МОЛОДЕЖИ

Т.В. Дробышева, И.В. Ларионов

REPRESENTATIONS ANOUT MEGACITY IN GOFFERENT GROUPS OF YOUNG CITY DWELERS
T.V. Drobysheva, I.V. Larionov

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_24_4_07

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-психологической пресыщенности молодых горожан, по-разному воспринимающих условия жизни в мегаполисе. Цель исследования – выявление связи между показателями пресыщенности и социальными представлениями о мегаполисе в разных группах молодежи. В исследовании приняли участие 159 человекв возрасте от 19 до 30 лет, из них 40% юношей и 60% девушек. Все – жители г. Москвы и ее пригородных районов. Были использованы следующие методики: на поисковом этапе – фокус-группы; на основном — авторские опросники для изучения показателей социально-психологической пресыщенности. С целью изучения социальных представлений о мегаполисе применяли опросник «Социальные представления о мегаполисе» (Емельянова, 2016), для выявления социально-демографических характеристик респондентов – анкетирование. С помощью факторного анализа выделили пять групп молодежи, различающихся представлениями о мегаполисе – из них четыре группы респондентов, позитивно воспринимающих условиях жизни в мегаполисе, и одна – «тревожные неудовлетворенные условиями проживания в городе». Признаки социально-психологической пресыщенности обнаружены в группе респондентов, негативно воспринимающих условия жизни в мегаполисе. Показано, что их неудовлетворенность связана с широким спектром эмоциональных переживаний позитивной и негативной модальности, вызванных монотонным ритмом города, навязанным общением с чужими людьми и т.п. Обнаружено, что выбор конструктивных способов совладания с состоянием пресыщенности указывает на стремление молодых людей к психологическому комфорту. Желая оградить себя от раздражающих внешних воздействий, они актуализируют свои ресурсы: уехать отдохнуть, найти новые формы приятного времяпрепровождения с друзьями, отключить рекламу на своих средствах связи и т.п. Сформулировано предположение о процессах предвосхищения (антиципации) состояния социально-психологической пресыщенности в группах молодежи, позитивно воспринимающей условия жизни в мегаполисе. Они проявляются в снижении значимости переживания дискомфорта в толпе, рекламной агрессии, навязанных контактов с чужими людьми.

Ключевые слова: социально-психологическая пресыщенность, молодежь, социальные представления о мегаполисе, жизнеспособность горожан, социальная психология города.

Summary. Article is devoted to the problem of social-psychological satiety of young city dwellers, differently perceiving conditions of life in megacity. Research involved 159 respondents in age from 19 to 30, among them 40% – male, 60% – female. All of respondents are living in Moscow or suburban districts of megacity. Next methods were used: focus-group - on the searching stage; on the main stage – author’s questionnaires for studying of social-psychological satiety indicators. For studying of social representations about megacity we used T.P. Emelyanova’s questionnaire, to identify the socio-demographic characteristics of respondents questioning was used. Next results were obtained – with the welp of factor analysis we distinguished five types of young city dwellers with differences in representations about megacity. Among them four types of respondents have positive perception of living conditions and one – « anxious type, dissatisfied with living conditions in the city». Attributes of social-psychological satiety were detected in group with negative perception of living conditions in megacity. It is shown, that their dissatisfaction is connected with wide variety of emotional experiences both positive and negative modality, caused by monotonous rhythm of life, imposed communication with strangers etc.. This fact indirectly indicates that severity of social-psychological satiety in this group differs. It was found that choice of constructive ways to cope with the state of satiety indicates the desire for psychological comfort. Wanting to protect themselves from annoying external influences actualizes resources of young city dwellers: to go to rest, find new forms of pleasant pastime with friends, turn off advertising on their communications, etc. The paper formulates an assumption about the processes of anticipation of the state of social-psychological satiety in groups of young people who positively perceive the conditions of life in a metropolis. They are manifested in a decrease in the significance of the experience of discomfort in a crowd, advertising aggression, and imposed contacts with strangers.

Keywords: social-psychological satiety, young people, social representations about megacity, viability of city dwellers, social psychology of city.