КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ СПОСОБСТВУЮТ ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ?
Ю.С. Мурзина, И.А. Русяева
WHAT RELATIONSHIPS IN THE FAMILY BUSINESS CONTRIBUTE TO THE PROFITABILITY OF THE ENTERPRISE?
Y.S. Murzina, I.A. Rusyaeva
DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_24_4_05
Аннотация. Целью исследования было установить характер взаимосвязи между характеристиками семейных отношений и успешностью предприятий сферы малого бизнеса в период пандемии Covid-19. Среди исследуемых характеристик семейных отношений были такие, как любовь, дружба, счастье истабильность. Выборку исследования составили 92 предпринимателя (владельцы малого семейного бизнеса). Сбор данных проходил посредством онлайн опроса по двум направлениям: «Социально-экономический портрет респондента и бизнеса» и «Самооценка прибыльности бизнеса и отношений в семье». Собранные данные обрабатывались в программе Statistica 10.0 с помощью методовописательной статистики и ранговой корреляции Спирмена. Показано, что несмотря на ограничительные меры из-за пандемии Covid-19, 93,5% владельцев малого семейного бизнеса оценили свою экономическую деятельность как удовлетворительную. Было установлено, что средние значения характеристик семейных отношений однонаправленно изменяются с повышением прибыльности бизнеса, и только убыточные компании имеют более низкие значения. Наибольшее количество значимых корреляционных связей с успешностью бизнеса получил показатель Дружная семья. С такими отношениями взаимосвязаны все характеристики успешного бизнеса: Стабильный, Перспективный, Растущий и Прибыльный. Можно сделать вывод, что чем дружнее семья, тем больше шансов у нее построить успешный семейный бизнес. Для Любящей бизнес-семьи, прежде всего, будет свойственен Перспективный бизнес – эмоциональные отношения супругов стимулируют их творческую энергию и дают идеи для развития бизнеса. Были даны рекомендации по построению супружеских отношений в семейном бизнесе, способствующие росту прибыльности. В основу рекомендаций положен тезис о том, что прибыльность бизнеса зависит от уровня личностной зрелости супругов. Полученные результаты могут применяться для повышения осознанности и зрелости семейных отношений, развития компонентов дружбы с целью увеличения прибыльности предприятия.
Ключевые слова: семейный бизнес, прибыльность бизнеса, супружеские отношения, супружеская любовь, супружеская дружба, личностная зрелость, Covid-19.
Summary. The aim of the study was to establish the nature of the relationship between the characteristics of family relationships and the success of small businesses during the Covid-19 pandemic. Among the characteristics of family relationships investigated were such as love, friendship, happiness and stability. The study sample consisted of 92 entrepreneurs (small family business owners). Data collection was carried out through an online survey in two areas: "Socio-economic portrait of the respondent and business" and "Self-assessment of the profitability of business and family relations." The collected data were processed in Statistica 10.0 using descriptive statistics and Spearman's rank correlation. It was shown that despite restrictive measures due to the Covid-19 pandemic, 93.5% of small family business owners rated their economic activities as satisfactory. It was found that the average values of the characteristics of family relationships change unidirectionally with an increase in business profitability, and only unprofitable companies have lower values. The largest number of significant correlations with business success was obtained by the indicator Amicable family. All the characteristics of a successful business are interconnected with such relationships: Stable, Prospective, Growing and Profitable. It can be concluded that the more friendly the family, the more chances it has to build a successful family business. For a Loving business family, first of all, a promising business will be characteristic - the emotional relationships of the spouses stimulate their creative energy and give ideas for business development. Recommendations were given for building marital relations in a family business, contributing to the growth of profitability. The recommendations are based on the thesis that the profitability of a business depends on the level of personal maturity of the spouses. The results obtained can be used to increase the awareness and maturity of family relationships, the development of friendship components in order to increase the profitability of the enterprise.
Keywords: family business, business profitability, marital relations, marital love, marital friendship, personal maturity.