ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПОРАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

М.И. Кошенова, В.И. Волохова, Н.М. Клепикова

CHARACTERISTICS OF TEMPORAL COMPETENCE OF PERSONALITY DEPENDING ON FORMATION OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES
M.I. Koshenova, V.I. Volokhova, N.M. Klepikova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_06

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Целью данного исследования выступаловыявление влияния сформированности психологических границ на характеристики темпоральной компетентности личности в юношеском возрасте. Для ее достижения использованы методики:«Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо» в адаптации А. Сырцовой и др., «Личностные дезорганизаторы времени» О.В Кузьминой, «Персональная компетентность во времени» С.И. Калинина, «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, «Границы Я» Н. Браун в адаптации Е.О. Шамшиковой, «Психологические границы личности» Э. Хартманна в адаптации О.А. Шамшиковой и В.И. Волоховой. Выборка составила 246 человек в возрасте от 17 до 21 года. В исследовании решены следующие теоретические и эмпирические задачи: (1) обоснована возможность исследования темпоральной компетентности и границ в контексте жизненного пространства личности; (2) средствами иерархического (метод Уорда) и итеративного (k-средних) кластерного анализа установлены типы темпоральной компетентности «конструктивная», «диффузная», «деструктивная»; (3) на основе сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) представлены характеристики всех типов темпоральной компетентности по следующим показателям:сбалансированное/разбалансированное во времени поведение, умение соотносить персональное время и время других людей, временная перспектива; (4) средствами пошагового дискриминативного анализа определены показатели сформированности психологических границ (проницаемость границ, целостность психологического пространства и отдельных его измерений), определяющие тип темпоральной компетентности в юношеском возрасте. В заключении сделан вывод о том, что конструктивный тип темпоральной компетентности в юношеском возрасте определяется проницаемостью психологических границ, суверенностью психологического пространства в целом и отдельных его измерений (территория, привычки, ценности). В статье приведены примеры практического использования полученных в результате дискриминантного анализа канонических функций. 

Ключевые слова: темпоральная компетентность, темпоральность, типология темпоральной компетентности, дезорганизаторы времени, психологические границы, психологическое пространство.

Summary. The purpose of this study was to identify the influence of the formation of psychological boundaries on the characteristics of temporal competence of the person in adolescence. To achieve it, the following methods were used: «Zimbardo's time perspective questionnaire» in the adaptation of A. Syrtsova and others, «Personal Time Disorganizers» by O.V. Kuzmina, «Personal Time Competence» by S.I. Kalinin, «Sovereignty of Psychological Space» by S.K. Nartova-Bochaver, «Boundaries of Self» by N. Brown in the adaptation of E.O. Shamshikova, «Psychological Boundaries of Personality» by E. Hartman. The sample was 246 people aged 17 to 21 years. The study solved the following theoretical and empirical problems: (1) The possibility of studying temporal competence and boundaries in the context of the living space of a person is justified; (2) by means of hierarchical (Ward method) and iterative (k-medium) cluster analysis, types of temporal competence «constructive», «diffusive», «destructive» are established; (3) based on comparative analysis (Mann-Whitney test), characteristics of all types of temporal competence are presented for the following indicators: balanced/time-unbalanced behavior, ability to relate personal time and time of other people, time perspective; (4) by means of step-by-step discrimination analysis, indicators of the formation of psychological boundaries (permeability of boundaries, integrity of psychological space and its individual measurements) are determined, which determine the type of temporal competence in adolescence. The conclusion consists in the fact that the constructive type of temporal competence in adolescence is determined by the permeability of psychological boundaries, the sovereignty of the psychological space as a whole and its individual dimensions (territory, habits, values). The article provides examples of the practical use of results of discriminant analysis of discriminant analysis of canonical functions.

Keywords: temporal competence, temporality, typology of temporal competence, time disorganizers, psychological boundaries, psychological space.