ДИНАМИКА ЦЕНННОСТНЫХ ДЕСКРИПТОРОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

О.А. Белобрыкина, К.Л. Лидин

DYNAMICS OF VALUE DESCRIPTORS IN YOUTH
O.A. Belobrykina, K.L. Lidin

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье обсуждается проблема формирования системы ценностей у молодежи в современных социокультурных условиях. Формирование ценностно-смысловой структуры личности происходит в процессе социализации, а ситуации социальных кризисов, экономических, политических и иных потрясений не только оказывают влияние на все сферы общественной жизни, но и закономерно отражаются в иерархии и содержании ценностей человека. Анализ исследований социально-психологической специфики развития современного общества свидетельствует, что происходящие в нем процессы глобализации подвергают значительным изменениям ценностную сферу личности и особенно – в подростково-молодежной среде. Представлены результаты эмпирического исследования динамики ценностных дескрипторов в юношеском возрасте. Исследование проводилось в период с 2014 по 2021 гг. с привлечением к участию 210 испытуемых и использованием авторских вариантов идеографических методик «Персональный перечень ценностей», «Ранжирование ценностей». Полученные результаты указывают на присущую современному юношеству систему ценностей, характеризующуюся неструктурированностью, хаотичностью, отсутствием унитарности, диффузной динамикой. Выявлено, что относительной устойчивостью по приоритету личностной значимости обладают ценности «здоровье», «семья», «деньги», «свобода», «любовь». Незначительной приоритетностью характеризуются ценности «образование», «труд/профессия». Невостребованными оказываются ценности: «честь», «достоинство/благородство/нравственность», «справедливость/правда». Отмечено, что в ценностном профиле испытуемых практически не представлены установки экзистенциальной направленности, наблюдается тенденция выхолащивания гражданской и нравственной компонент мировоззрения.

Ключевые слова: ценности, мировоззрение, ценностно-смысловая ориентация, иерархия ценностей, ценностная структура личности,экзистенциальные потребности, юношеский возраст.

Summary. The article discusses the problem of the formation of a system of values among young people in modern socio-cultural conditions. The formation of the value-meaning structure of a person occurs in the process of socialization, and situations of social crises, economic, political and other shocks not only affect all spheres of public life, but also naturally reflect in the hierarchy and content of human values. An analysis of studies of the socio-psychological specifics of the development of modern society shows that the processes of globalization taking place in it subject the value sphere of the individual to significant changes, and especially in the teenage and youth environment. Results of empirical study of dynamics of value descriptors in adolescence are presented. The study was conducted from 2014 to 2021. with the involvement of 210 subjects and the use of copyright versions of the ideographic methods «Personal List of Values», «Ranking of Values». The obtained results point to the system of values inherent in modern youth, characterized by unstructured, chaotic, lack of unitary, diffuse dynamics. It was revealed that the values «health», «family», «money», «freedom», «love» have relative stability in priority of personal importance. The values of «education», «work/profession» are a minor priority. The values «Homeland/Fatherland», «honor», «dignity/nobility/morality», «justice/truth» are not in demand. It is noted that in the value profile of the subjects there are practically no settings of existential orientation, there is a tendency to emasculate the civil and moral components of the worldview. 

Key words: values, worldview, value-sense orientation, hierarchy of values, value structure of personality, existential needs, youthful age.