ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА) ЧАСТЬ 1: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ХАРАКТЕР ЖИЗНЕННЫХ ПОСТУПКОВ

Н.В. Борисова

LEGAL CONSCIOUSNESS OF A REPRESENTATIVE OF A MORAL ELITE (ON THE EXAMPLE OF ATHOS). PART 1: THE LIFE PATH AND THE NATURE OF LIFE ACTIONS
N.V. Borisova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_22_2_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлены результаты психолого-биографического исследования правового сознания одного из самых уважаемых духовных учителей второй половины ХХ в. – греческого старца Паисия Святогорца. Обращение к правовому сознанию представителя нравственной элиты обусловлено современным кризисом права и правосознанияи изменяющимися критериями приемлемого и неприемлемого в обществе. Традиционно представители этой социальной категории в таких условиях сохраняют и транслируют окружающим проверенные временем нравственные регуляторы жизнедеятельности человека. Особое внимание в статье уделено основным этапам жизненного пути Паисия Святогорца и характеру его реальных поступков в ситуациях, затрагивающих интересы и потребности других. Правовое сознание старца формировалось под влиянием мировоззренческих установок, ценностей и идеалов христианства. Их усвоению способствовало традиционное воспитание и проявившийся в раннем возрасте стойкий интерес к православному вероучению и аскетическому образу жизни. Получив профессию плотника и отслужив в действующей армии в условиях гражданской войны и реальных боевых действий, будущий старец выбрал монашеский путь как наиболее благоприятный для жизни в соответствии с Евангельскими заповедями. Ему было свойственнов высшейстепени внимательное, трепетное отношение не только к членам семьи, ближнему кругу, но и ко всем людям, которых он встречал на своем жизненном пути. Интересы, потребности и проблемы других в жизни Паисия Святогорца доминировали над личными. На подобное отношение к окружающим не влияли такие социально-психологические факторы, как социальный статус человека, субъективные симпатии и антипатии, схожесть характеров, интересов, степень родства или знакомства и др. Паисий Святогорец всегда считал приоритетным благополучие другого человека, даже в том случае, когда им нанесена обида или причинен ущерб.Его поступки имели характер жертвенности, сопровождались сознательным отказом от своего физического и душевного комфорта, пренебрежением своим материальным и социальным положением во благо другого человека.

Ключевые слова: историческая психология, личность, общество, право,правосознание, кризис права, кризис правосознания, закон, нравственность, справедливость, совесть, добро, зло, ответственность, свобода, равенство, любовь, жертвенность, христианство, Православие, картина мира, нравственная элита, жизненный путь, психолого-биографический анализ, Паисий Святогорец.

Summary. The results of a psychological and biographical study of the legal consciousness of one of the most respected spiritual teachers of the second half of the twentieth century - greek elder Paisios of Mount Athos - are presented. The appeal to the legal consciousness of a representative of the moral elite is due to the current crisis of law and legal consciousness and the changing criteria of what is acceptable and unacceptable in society. Traditionally, representatives of this social category in such conditions preserve and transmit to others the time-tested moral regulators of human life. Attention in the article is paid to the main stages of the life of Paisios of Mount Athos and the nature of his real-life actions in situations affecting the interests and needs of others. The legal consciousness of the elder was formed under the influence of ideological attitudes, values and ideals of Christianity. Their assimilation was facilitated by the traditional upbringing and the persistent interest in the Orthodox faith and the ascetic way of life that manifested itself at an early age. Having received the profession of a carpenter and served in the army in the conditions of civil war and real hostilities, the future elder chose the monastic path as the most favorable for life in accordance with the Gospel commandments. He was characterized by an extremely attentive, reverent attitude not only to family members, close circle, but to all the people he met on the path of life. The interests, needs and problems of others in the life of Paisios of Mount Athos dominated over personal ones. Such an attitude towards others was not influenced by such socio-psychological factors as the social status of a person, subjective likes and dislikes, similarity of characters, interests, degree of relationship or acquaintance, etc. Paisios of Mount Athos always considered the well-being of another person as a priority, even when they are hurt or damaged. His actions had the character of sacrifice, accompanied by a conscious rejection of his physical and mental comfort, neglect of his material and social position for the benefit of another person.

Keywords: historical psychology, personality, society, law, legal consciousness, crisis of law, crisis of legal consciousness, law, morality, justice, conscience, good, evil, responsibility, freedom, equality, love, sacrifice, Christianity, Orthodoxy, picture of the world, moral elite, life path, psychological and biographical analysis, Paisios of Mount Athos.