ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЛЬМА УЖАСОВ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ ЗРИТЕЛЯ
М.И. Яновский, В.И. Антропова
THE IMPACT OF A HORROR FILM ON THE VIEWER'S SELF-CONCEPT
M.I. Yanovsky, V.I. Antropova
DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_22_2_06
Аннотация. Приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования воздействия фильма ужасов на Я-концепцию зрителя с опорой на идеи Ж. Митри о погружении кинофильмом зрителя в определенным образом структурированную в пространстве драмы фильма систему сил, которая организует зрительское виденье мира. Также использовались концепция Ж. Пиаже об особенностях организации пространства для сознания на ранних стадиях психического развития и модель позиций персонажей в мифах и сказках – так называемый «драматический треугольник» С. Карпмана. Анализ показал, что фильм ужасов предоставляет зрителю виртуальный мир, структурированный как пространство мест, которое характеризуется возможностью или нет попасть в то или иное место, или выбраться из него; также он бессвязен, хаотичен, непредсказуем, тревожен. У зрителя индуцируется врéменное изменение образа мира с соответствующим ему образом себя. Центральный персонаж в фильме ужасов как правило – Жертва, для которой мир в целом структурирован описанным образом. Результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают временный сдвиг Я-концепции зрителя после просмотра фильма ужасов в сторону образа Жертвы. Снизилась внутренняя связность Я-концепции и интегрирующая роль в ней моральных характеристик. Есть основания полагать, что образ Жертвыдвойственен: его обратной (имплицитной) стороной является образ Эгоиста-Собственника(Преследователя). Таким образом, эффектом психологического воздействия фильма ужасов на Я-концепцию является введение зрителя в амбивалентный образ Жертва–Эгоист-Собственники формирование образа мира как бессвязного и хаотичного.
Ключевые слова: психология кино, воздействие кино, фильмы ужасов, пространство мест. Summary.
Summary. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the impact of a horror film on the viewer's Self-concept. The authors relied on the ideas of J. Mitry is about the film's immersion of the viewer into a certain system of forces structured in the space of the film's drama, which organizes the viewer's vision of the world. Also, used: J. Piaget's concept of the organization of space for consciousness in the early stages of mental development and the model of the positions of characters in myths and fairy tales – the so-called "dramatic triangle" by S. Karpman. The analysis shows that the horror film gives the viewer a virtual world, structured as a space of places: characteristic of it-the possibility or impossibility to get to certain places, or get out of them; it is also incoherent, chaotic, unpredictable, disturbing. The viewer is induced to temporarily change the image of the world with the corresponding image of himself. The central character in a horror movie is usually the Victim. For the Victim, the world is structured in the way described. The results of the experiment confirm the temporary shift of the viewer's Self-concept after watching a horror film towards the image of the Victim. The internal coherence of the Self-concept and the integrating role of moral characteristics in it have decreased. There is reason to believe that the image of the Victim is dual: its inverse (implicit) The side is the image of an Egoist-Owner (Pursuer). Thus, the effect of the psychological impact of the horror film on the Self-concept is to introduce the viewer to the ambivalent image of the Victim-Egoist-Owner and form the image of the world as incoherent and chaotic.
Keywords: psychology of cinema, the impact of cinema, horror films, the space of places.