ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНФОДЕМИИ И ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ДЕЗИНФОРМАЦИИ О COVID-19 В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Е.А. Михеев, Т.А. Нестик
PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF INFODEMIC AND PERSONAL ATTITUDES
TO DISINFORMATION ABOUT COVID-19 IN SOCIAL MEDIA
E.A. Mikheev, T.A. Nestik
DOI: 10.38098/ipran.sep.2021.21.1.002
Аннотация. В статье рассматривается проблема психологических механизмов, влияющих на распространение «фейковых» новостей и дезинформирование в цифровой среде в период пандемии COVID-19. На основании результатов отечественных и зарубежных исследований анализируются манипулятивные технологии, связанные с использованием дезинформационных стратегий. Обращается внимание на эффекты рамки и гемофильности, методы дискредитации, создание конспирологических теорий, троллинг, поляризацию интернет-сообществ, подражание, а также повышение эмоциональности сообщений. Обсуждаются личностные характеристики пользователей, связанные со склонностью к распространению ложной информации в социальных сетях, в том числе фейковых данных конспирологической и политической направленности. Приводятся результаты эмпирического исследования (N=287), в котором выявлена связь отношения личности к дезинформации о COVID-19 в социальных сетях с просоциальными установками, самоэффективностью и уровнем социального доверия. Показано, что уровень стресса и фаталистические установки в отношении исхода пандемии снижают способность пользователей социальных сетей распознавать ложные сообщения о COVID-19. Установлено, что игнорирование дезинформации в социальных сетях как социальной проблемы связано с низкими социальным доверием и выраженностью тревоги по поводу пандемии и ее последствий. Предпосылками готовности личности к действиям для защиты себя и общества от дезинформации являются доверие к другим социальным группам, а также интерес к новостям о пандемии и готовность оказывать помощь заболевшим. Признание необходимости государственных мер по защите общества от дезинформации, а также готовность к отказу от свободы общения в социальных сетях связаны не только с просоциальными установками, но и с конспирологической ориентацией личности и низким доверием к людям.
Summary. Misinformation in the digital environment during the COVID-19 pandemic. Based on the results of domestic and foreign studies, manipulative technologies associated with the use of disinformation strategies are analyzed. Attention is drawn to the effects of the frame and hemophilicity, methods of discrediting, creating conspiracy theories, trolling, polarizing Internet communities, imitation, as well as increasing the emotionality of messages. The personal characteristics of users associated with the propensity to spread false information in social networks, including fake information of a conspiracy and political orientation, are indicated. The results of an empirical study of predictors of the individual's attitude to misinformation about COVID-19 (N=287) are presented. The relationship of the individual's attitude to disinformation in social networks with prosocial attitudes, self-efficacy and the level of social trust is revealed. Stress levels and fatalistic attitudes about the outcome of the pandemic have been shown to reduce the ability of social media users to recognize false reports about COVID-19. It was found that ignoring disinformation in social networks as a social problem is associated with low social trust and the severity of anxiety about the pandemic and its consequences. Trust in other social groups, as well as an interest in news about the pandemic and a willingness to help the sick, are prerequisites for the individual's readiness to act for protection themselves and society from misinformation. The recognition of the need for state measures to protect society from disinformation, as well as the willingness to abandon the freedom of communication in social networks, are associated not only with prosocial attitudes, but also with the conspiracy orientation of the individual and low trust in people.
Keywords: mass digital disinformation, group polarization, conspiracy theory, infodemia, personal traits, value orientations, social trust.