СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОЛГЕ: СРАВНЕНИЕ ПОКОЛЕНИЙ

М.А. Гагарина

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.010

SOCIAL DEBT REPRESENTATIONS: COMPARISON OF GENERATIONS
M.A. Gagarina

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматривается проблема сходства и различия социальных представлений о денежном долге у разных поколений. Приведен обзор отечественных и зарубежных исследований, описывающих особенности представителей поколений «беби-бумеров», X, Y и Z. Эмпирической проверке подверглись следующие гипотезы: (1) представители разных поколений будут иметь одинаковое содержание ядра социальных представлений о долге; (2) одинаковые социальные представления о долге у разных поколений будут по-разному связаны с различными социально-психологическими характеристиками. Представлены результаты эмпирического исследования с участием 391-го респондента, из которых 71 – представитель «беби-бумеров», 104 – поколения Х, 103 и 113 – Y и Z соответственно. Показано, что ядро социальных представлений о денежном долге у всех поколений составляют убеждения о собственной ответственности за возврат своих долгов, необходимости жизни в соответствии с доходами, минимизации стоимости займа и максимально быстром погашении имеющихся задолженностей. У беби-бумеров наибольшее количество взаимосвязей получено для убеждения «жить надо в соответствии со своими доходами» (с субъективным контролем в разных областях, сознательностью, доброжелательностью), у поколения Y – для утверждения «только я несу ответственность за возврат своих долгов» (с субъективным контролем в разных областях и переживанием вины и стыда), у X – всего две корреляции между утверждением «я всегда стараюсь отдавать долги как можно быстрее» и шкалами сознательность и доброжелательность большой пятерки, у Z все ядерные социальные представления о долге связаны с переживанием стыда и негативным отношением к себе. Сделаны выводы о том, что представители рассмотренных поколений имеют общее ядро социальных представлений о денежном долге, включающее убеждения, описывающие собственную ответственность и быстрое исполнение обязательств, важность расчетов и умеренность трат (жизнь по средствам). Для поколения беби-бумеров и представителей Z центральным является представление о том, что жить надо в соответствии со своими доходами, но для первых оно является более сложным. Для поколения X более значимым является представление о необходимости скорейшего возврата долгов, а для поколения Y – собственная ответственность за это. Для поколения Z исполнение обязательств связано с сознательностью и переживанием социальных эмоций.

Ключевые слова: социальные представления, структура социальных представлений, ядро социальных представлений, теория поколений, личностные черты, сознательность, доброжелательность, уровень субъективного контроля, стыд, вина.

Summary.The paper considers the problem of similarities and differences in social representations of monetary debt among different generations. A review of domestic and foreign studies of the characteristics of representatives of baby-boomers, generations X, Y, Z is given. The following hypotheses were subjected to empirical testing: (1) representatives of different generations will have the same core of social representations about debt; (2) the same social representations about debt of different generations will have different grounds, namely, they are associated with different socio-psychological characteristics. Research methods: The Debt Behavior questionnaire, the Big Five questionnaires, the Locus of Control, Guilt and Shame Proneness Scale. The results of an empirical study are presented, respondents - are 391 in total, 71 are baby boomers, 104 are representatives of the X generation, 103 and 113 are Y and Z, respectively. As a result, it has been shown that the core of social representations about monetary debt for all generations consists of beliefs about their own responsibility for repaying their debts, the need to live in accordance with incomes, minimizing the cost of loans and repaying existing debts as quickly as possible. For baby-boomers, the greatest number of relationships with other socio-psychological characteristics was obtained for the belief that “one must live according to one’s income” (with subjective control in different areas, consciousness, agreeableness), and for generation Y, for the statement “only I am responsible for repaying my debts” (with subjective control in different areas and proneness to guilt and shame). Generation X had only two correlations - between the statement “I always try to repay debts as quickly as possible” and consciousness and agreeableness of the Big Five. In Generation Z, all core social representations of debt are associated with shame and a negative attitude towards oneself.Conclusions: representatives of generations of baby-boomers, X, Y, Z have a common core of social representations about monetary debt, including beliefs describing their own responsibility and quick fulfillment of obligations, the importance of calculations and moderation of spending (living according their income). For the generation of baby boomers and representatives of Z, the central idea is that one must live in accordance with their incomes, but for the former it is more complex and affects different aspects of the relationship, in comparison with Z and Y. For generation X, more significant is - the representation of the need to repay debts as soon as possible, and for Generation Y - their own responsibility for this.For Generation Z, fulfilling commitments is associated with consciousness and the experience of social emotions.

Keywords: social representations, the structure of social representations, the core of social representations, the theory of generations, personality traits, consciousness, agreeableness, locus of control, shame, guilt.