ЛОГИКА РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Я.А. ПОНОМАРЕВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Т.В. Галкина, А. Л. Журавлев

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.008

LOGIC OF DEVELOPMENT AND MAIN RESULTS OF
Ya.A. PONOMAREV’S SCIENTIFIC CREATIVITY (TO THE 100th ANNIVERSARY OF BIRTH)
T.V. Galkina, A.L. Zhuravlev

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Психологическое сообщество в декабре 2020 г. отмечает 100-летие со дня рождения Якова Александровича Пономарева (1920-1997) – талантливого человека, выдающегося психолога, глубокого философа и мыслителя, блестящего экспериментатора. В статье представлены основные результаты научной деятельности Я.А. Пономарева в логике их развития:открытие феномена неоднородности результата действия человека (наличия прямого – осознаваемого и побочного – неосознаваемого продуктов деятельности), выявление психологического механизма интуиции и введение категории взаимодействия; учение о психологическом механизме творчества (и поведения) и его центральном звене (внутреннем плане действий – ВПД или способности действовать «в уме» – СДУ); открытие универсального закона ЭУС; учение о фазах творчества и структурных уровнях его организации; введение категории рефлексии; выявление особенностей психологического механизма совместного творчества; выделение этапов развития научного знания и разработка идеи экспериментальной методологии как атрибута действенно-преобразующего типа знания. Философско-психологическая концепция Пономарева имеет общепсихологическое и общенаучное значение, обладает серьезным методологическим и инновационно-методическимпотенциалом, который далеко не в полной мере используется специалистами в области социо-гуманитарных наук. Философско-психологическая система научных представлений Пономарева заслуживает пристального внимания ученых, а также ее переосмысления с учетом достижений и проблем современной психологической науки и практики.

Ключевые слова: история психологии, Я.А. Пономарев, научное творчество, методология, психологический механизм, интуиция, побочный продукт, логика, рефлексия, взаимодействие, развитие, закон ЭУС, внутренний план действий, способность действовать «в уме», фазы творчества, типы знания, экспериментальная методология.

Summary. The psychological community in 2020 celebrates the 100-th anniversary of the birth of Ya.A. Ponomarev (1920-1997) – a talented person, an outstanding psychologist, a deep philosopher and thinker, a brilliant experimenter. The article presents the main results of Ponomarev’s scientific activity in the logic of their development:the discovery of the phenomenon of heterogeneity of the result of human actions, the identification of the psychological mechanism of intuition and the introduction of the category of interaction, the creation of the doctrine of the psychological mechanism of creativity (and behavior) and its central element (ability to operate “in the mind”), foundation of the universal PLS (Phases – Levels – Stages) law, the study of the phases of creativity and the structural levels of its organization, the introduction of the category of reflection and the identification of the core of the psychological mechanism of group creativity, the theory of stages (types) of development of scientific knowledge and the development of the idea of the experimental methodology.Ponomarev's philosophical-psychological concept has general psychological and general scientific significance. It has serious methodological innovative potential, which is far from being fully used by the specialists in the field of social sciences. Ponomarev's philosophical-psychological system of scientific ideas deserves the close attention of scientists and rethinking taking into account the achievements and problems of modern psychological science and practice.

Key words: Ya.A. Ponomarev, scientific creativity, methodology, the psychological mechanism, an intuition, a “by-product”, logic, a reflection, interaction, development, the PLS (Phases-Levels-Stages) law, the inner plan of action, ability to operate "in the mind", phases of creativity, types of scientificknowledge, the experimental methodology.