СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭМИГРАЦИИ И ЭМИГРАНТЕ

В.В. Гриценко, М.Н. Ефременкова, Н.В. Муращенкова

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.007

STUDENT’S SOCIAL REPRESENTATIONS OF EMIGRATION AND EMIGRANT
V.V. Gritsenko, M.N. Efremenkova, N.V. Murashcenkova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Работа направлена на выявление и анализ структуры и содержания социальных представлений об эмиграции и эмигранте у студентов. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке, состоящей из 255 человек в возрасте от 17 до 24 лет (53% девушек и 47% юношей). Проводилось очное анонимное анкетирование студентов в четырех крупных вузах города Смоленска. Выбор региона обусловлен его приграничным положением и невысокими показателями социально-экономического развития. Использовались следующие эмпирические методы: анкетирование с использованием метода свободных словесных ассоциаций для определения содержания и структуры социальных представлений студентов об эмиграции, открытого вопроса для выявления содержания социальных представлений студенчества об эмигранте, открытых и закрытых вопросов для выявления социально-демографических показателей респондентов. Данные обрабатывались с помощью прототипического анализа (по П. Вержесу) и контент-анализа. Выявлено соответствие ядерных компонентов социальных представлений студентов об эмиграции основным элементам научного определения данного феномена. Согласно содержанию периферической системы, в представлениях студентов-смолян присутствуют три контекста рассмотрения феномена эмиграции: два из них отражают представления о ней как о вынужденной форме поведения с превалирующим европейским направлением движения, а один – добровольный характер эмиграции как поведения, предоставляющего дополнительные возможности и перспективы. Последний контекст может являться предиктором формирования эмиграционных намерений у молодежи. Образ эмигранта в сознании большинства респондентов имеет позитивные черты, что несет в себе дополнительные риски в плане вероятного распространения эмиграционных намерений в студенческой среде.

Ключевые слова: эмиграция, студенческая молодежь, факторы эмиграционного поведения, теория социальных представлений, социальные представления об эмиграции, структура социальных представлений об эмиграции, социальные представления об эмигранте, образ эмигранта, прототипический анализ, контент-анализ.

Summary. The article is aimed at identifying and analyzing the structure and the content of social representations of emigration and emigrant among students. An empirical study is presented, sample: 255 students aged 17 to 24 (53% young women and 47% young men). A face-to-face anonymous questionnaire was conducted among students of four large universities from town Smolensk. The choice of the region is due to its border situation and low indicators of social and economic development. Empirical methods: questionnaire involving the free verbal association technique to determine the content and the structure of students' representations of emigration, an open question to identify the content of representations of an emigrant, open and closed questions to determine the social and demographic data of respondents. For data processing we used prototypical analysis (by P. Verges) and content analysis. We revealed the correspondence of the nuclear components in students' social representation of emigration with the main elements in the scientific definition of this phenomenon. In the peripheral system of Smolensk students’ representations of emigration there are three contexts of emigration phenomenon. Two contexts reflect representations of emigration as a forced form of behaviour with the dominant European direction of movement. The third context reflects the voluntary nature of emigration as a behaviour that provides additional opportunities and perspectives. The last context may be a predictor for shaping emigration intentions among young people. The image of emigrant in the minds of most students from Smolensk has positive traits. This has additional risks of spreading emigration intentions among Smolensk youth. 

Keywords: emigration, students, factors of emigration behavior, theory of social representations, social representations about emigration, structure of social representations about emigration, social representations about emigrant, the image of an emigrant, prototypical analysis, content analysis.